Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "НПЦ "РиФ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечение функционирования и поддержание работоспособности и проектных показателей АИС "1С: Зарплата и Кадры бюджетного учреждения 8" (номер извещения 0173100013817000034) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказание услуг", а именно: не представляется возможным определить, что подлежит оценки - предоставление сертификатов 1С или документы, подтверждающие квалификацию в области обучения, повышения квалификации по предмету бухгалтерского учета, не установлено в какой именно области требуются сертификаты "1С:специалист" и "1С:профессионал", а также неправомерно установлены показатели "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг в части соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008)" и "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг в части соответствия системы менеджмента требованиям стандарта ISO 9001:2015" поскольку наличие указанных сертификатов не относится к квалификации сотрудников.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -29.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 200 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.01.2018.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:
1. Цена контракта - значимость критерия 60 %.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40 % (далее - Критерий N 1).
Оценка заявок по Критерию N 1 осуществляется, в том числе с учетом следующих показателей:
1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (далее - Показатель N 1).
2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг в части соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) (далее - Показатель N 2).
3. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг в части соответствия системы менеджмента требованиям стандарта ISO 9001:2015 (далее - Показатель N 3).
По Показателю N 1 оценивается количество научно-педагогических, педагогических работников, задействованных в реализации программы повышения квалификации.
Оценка по Показателю N 1 осуществляется следующим образом:
- наличие у участника закупки не менее 1 работающего сотрудника, каждый из которых имеет не менее 5 сертификатов: 1С:специалист и(или) 1С:профессионал; наличие у участника закупки не менее 1 работающего сотрудника, имеющего не менее 10 сертификатов: 1С:специалист и(или) 1С:профессионал - 30 баллов;
- наличие у участника закупки не менее 4 работающих сотрудников, каждый из которых имеет не менее 5 сертификатов: 1С:специалист и(или) 1С:профессионал; наличие у участника закупки не менее 1 работающего сотрудника, имеющего не менее 10 сертификатов: 1С:специалист и(или) 1С:профессионал - 60 баллов;
- наличие у участника закупки не менее 9 работающих сотрудников, каждый из которых имеет не менее 5 сертификатов: 1С:специалист и(или) 1С:профессионал; наличие у участника закупки не менее 1 работающего сотрудника, имеющего не менее 10 сертификатов: 1С:специалист и(или) 1С:профессионал - 100 баллов.
Все указанные выше работающие сотрудники должны иметь высшее образование в области обеспечения кадровых и/или управленческих и/или финансово-экономических направлений.
Оценивается по Показателю N 1 количество работающих сотрудников с обязательным предоставлением в составе заявки участника открытого конкурса следующих документов: трудовые книжки, дипломы, сертификаты, и иные документы, подтверждающие квалификацию в области обучения/повышения квалификации по предмету бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях/бюджетного учета (далее по тексту - Область кадровых направлений), при этом работающие сотрудники должны иметь высшее образование в области обеспечения кадровых и/или управленческих и/или финансово-экономических направлений.
По Показателям N 2, N 3 оценивается соответствие системы менеджмента качества участника открытого конкурса требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008), ISO 9001:2015 с обязательным предоставлением в составе заявки участника открытого конкурса оригинала или заверенной участником открытого конкурса копии сертификата соответствия системы менеджмента качества применительно к предоставлению комплексных услуг автоматизации управления и учета на предприятии заказчика, включая: консультационные услуги, помощь в выборе программного продукта, его продажу, обучение персонала, проектирование, разработку, ввод в эксплуатацию и сопровождение информационных систем на основе программных продуктов фирмы 1С требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008), ISO 9001:2015.
Оценка по Показателям N 2, N 3 осуществляется следующим образом:
- отсутствие в составе заявки участника открытого конкурса оригинала или заверенной участником открытого конкурса копии сертификата соответствия системы менеджмента качества применительно к предоставлению комплексных услуг автоматизации управления и учета на предприятии заказчика, включая: консультационные услуги, помощь в выборе программного продукта, его продажу, обучение персонала, проектирование, разработку, ввод в эксплуатацию и сопровождение информационных систем на основе программных продуктов фирмы 1С требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008), ISO 9001:2015 - 0 баллов;
- наличие в составе заявки участника открытого конкурса оригинала или заверенной участником открытого конкурса копии сертификата соответствия системы менеджмента качества применительно к предоставлению комплексных услуг автоматизации управления и учета на предприятии заказчика, включая: консультационные услуги, помощь в выборе программного продукта, его продажу, обучение персонала, проектирование, разработку, ввод в эксплуатацию и сопровождение информационных систем на основе программных продуктов фирмы 1С требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008), ISO 9001:2015 - 100 баллов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что оценке по Показателю N 1 подлежат сертификаты 1С:специалист и(или) 1С:профессионал в любой области, а также вышеуказанные показатели установлены в связи с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие, что установленные в Конкурсной документации Показатели противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по Показателю N 1 в связи с тем, что предоставление вышеуказанных сведений исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, выполнения работ, а также отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанному показателю.
Кроме того, по Показателям N 2, N 3 Заказчиком неправомерно установлены положения сертификатов системы менеджмента качества применительно к предоставлению комплексных услуг в области проектирования и ввода в эксплуатацию, поскольку данные виды работ не предусмотрены техническим заданием в рамках исполнения государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "НПЦ "РиФ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 18.01.2018 N 18/44/105/40 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2018 г. N 18/44/105/40 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был