Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2018 г. N 03-12-11/2/3150
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах о лице, имеющем фактическое право на доход.
Пунктом 2 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).
Также в целях Кодекса лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом пункта 2 статьи 7 Кодекса, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Кодекса в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), и такое лицо является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.
Таким образом, статья 7 Кодекса, определяющая общие принципы применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения, устанавливает ограничение на применение льгот, установленных международными договорами. В частности, из пункта 4 указанной статьи следует, что если доход от источников в Российской Федерации в виде дивидендов выплачивается лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, но при этом такое лицо не является фактическим получателем такого дохода, к такому доходу не могут быть применены льготы, предусмотренные указанным международным договором.
Одновременно пункт 4 статьи 7 Кодекса определяет, что к налогообложению такого дохода в Российской Федерации могут быть применены положения иных международных договоров по вопросам налогообложения или части второй Кодекса. В частности, устанавливается, что если лицо - фактический получатель дохода, выплаченного лицу, не являющемуся его фактическим получателем, при этом является налоговым резидентом другого государства, с которым у Российской Федерации имеется международный договор по вопросам налогообложения, то при налогообложении в Российской Федерации к такому доходу могут быть применены положения международного договора с этим другим государством.
Однако если выплата дохода от источника в Российской Федерации производится иностранному лицу, имеющему постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации не имеется международного договора по вопросам налогообложения, то указанные выше положения статьи 7 Кодекса на такие случаи не распространяются, поскольку в таком случае не возникает вопроса о применении к выплачиваемому доходу льгот, предусмотренных международным договором.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.