Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 января 2018 г. N 03-05-05-01/3964
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение об изменении налогового законодательства в целях создания условий для развития высокоскоростного железнодорожного транспорта (далее - ВСМ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 36 сетевого плана-графика мероприятий реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2016 г. N 5-р, Минфином России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 01-02-01/03-65585) проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий, в частности, освобождение от налога на имущество организаций объектов недвижимого имущества, составляющих инфраструктуру высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань", путем установления на период с 1 января 2018 года до 1 января 2025 года ставки налога на имущество организаций в размере 0 процентов соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Предоставление субъектам Российской Федерации указанных полномочий соответствует Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13, Основным направлениям налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Основные направления налоговой политики), согласно которым сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации будет обеспечиваться, в первую очередь, за счет ограничения регулирования на федеральном уровне расходных обязательств субъектов Российской Федерации и поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты.
Основными направлениями налоговой политики предусматривается поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень (введение механизма "двух ключей").
Данные меры предусмотрены в целях увеличения доходов субнациональных уровней бюджетной системы Российской Федерации и расширения полномочий соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки.
Из обращения следует, что получены предварительные согласования об установлении ставки в размере 0 процентов по налогу на имущество организаций в отношении имущества ВСМ от 4-х субъектов Российской Федерации (Владимирская и Нижегородская области, Республики Татарстан и Марий Эл), а в 3-х субъектах Российской Федерации (Москва, Московская область и Республика Чувашия) работа по согласованию продолжается.
Необходимо также иметь в виду, что согласно пункту 3.2 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью (включая объекты ВСМ), установлены в пониженном размере против общеустановленной налоговой ставки и не могут превышать в 2017 году 1 процент, в 2018 году - 1,3 процента, в 2019 году - 1,3 процента, в 2020 году - 1,6 процента.
Кроме того, в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств (включая объекты ВСМ) начиная с 1 января 2017 года, сумма налога исчисляется с применением понижающих сумму налога на имущество организаций коэффициентов. Значение коэффициента определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 385.3 Кодекса и в течение первого налогового периода его применения устанавливается равным 0 (0,1 - в течение второго налогового периода; 0,2 - в течение третьего налогового периода; 0,4 - в течение четвертого налогового периода; 0,6 - в течение пятого налогового периода; 0,8 - в течение шестого налогового периода).
С учетом изложенного предложение о повторном рассмотрении внесенного в Правительство Российской Федерации вышеназванного законопроекта в отношении имущества ВСМ и включении его в План законопроектной деятельности Минфина России на 2018 год не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.