Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2018 г. N 51-АПГ17-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зайцева Ивана Ивановича на решение Алтайского краевого суда от 11 августа 2017 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)", пункта "б" статьи 8 Закона Алтайского края от 19 декабря 2016 года N 89-ЗС "О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и абзаца первого пункта 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, утверждённых постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 года N 103.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Алтайского краевого Законодательного Собрания Фандиной Е.А. и Правительства Алтайского края Сычевой Ю.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)" в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 года N 87-ЗС размер компенсации устанавливается в твёрдой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Данное законодательное положение воспроизведено в абзаце первом пункта 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, утверждённых постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 года N 103.
В соответствии с пунктом "б" статьи 8 Закона Алтайского края от 19 декабря 2016 года N 89-ЗС "О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" с 1 апреля 2017 года размер компенсации педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), установлена в размере 1800 руб.
Зайцев И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведённые выше нормы, ссылаясь на противоречие части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и снижение уровня правовых гарантий по расходам на оплату жилых помещений, отопления и освещения, предоставленных ему федеральным законодателем как педагогическому работнику краевого государственного бюджетного профессионального учреждения и проживающему в сельской местности в индивидуальном жилом доме.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы также не соответствуют и критериям формальной определённости закона, чем допускается правоприменителем их неоднозначное понимание.
Решением Алтайского краевого суда от 11 августа 2017 года Зайцеву И.И. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Зайцев И.И. просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Алтайского края, Правительством Алтайского края представлены возражения, в которых они просят оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает не подлежащим отмене решение суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Алтайским краевым Законодательным Собранием и Правительством Алтайского края в пределах своих полномочий, обнародованы и введены в действие в установленном законом порядке; положения, законность которых поставлена административным истцом под сомнение, не противоречат правовым нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушают.
Из оспариваемых норм весьма ясно и определённо следует, что органами государственной власти Алтайского края реализовано полномочие субъекта Российской Федерации в области образования, установлен размер денежной компенсации, предоставляемой педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), за счёт ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Такое правовое регулирование не может считаться противоречащим части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в силу которой федеральный законодатель, закрепляя право данной категории граждан на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, одновременно указал, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что установленный организационно-правовой механизм не обеспечивает сохранение ранее достигнутого уровня его социальной защиты граждан, неубедительны.
Из материалов дела усматривается, что совокупный объём финансирования, направленный в 2017 году на выплату педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), компенсации в виде твёрдой денежной суммы не только не уменьшен в сравнении с 2016 годом, но и увеличен (если в 2016 году из краевого бюджета на указанную меру социальной поддержки педагогических работников направлено 699 863,7 тыс. руб., то в 2017 году на эти же цели запланировано 921 505,4 тыс. руб.).
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для вывода о несоблюдении региональным законодателем требования, предусмотренного абзацем третьим части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который гласит, что при изменении порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 11 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайцева Ивана Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2018 г. N 51-АПГ17-20
Текст определения официально опубликован не был