Письмо Министерства культуры РФ от 24 января 2018 г. N 217-06-02
Департамент науки и образования Минкультуры России с целью выполнения пункта 2 Решения Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 8 июля 2017 г. N 16 по вопросу "О современном состоянии и перспективах развития детских школ искусств" направляет для использования в работе План мероприятий ("дорожная карта") по перспективному развитию ДШИ на 2018-2022 годы (далее - План) и методические рекомендации по его реализации.
Отчет по выполнению Плана за 2018 год необходимо направить в Департамент науки и образования Минкультуры России до 1 марта 2019 г. и далее ежегодно.
Приложение: на 29 л.
Директор Департамента |
А.О. Аракелова |
УТВЕРЖДАЮ
Первsй заместитель
Министра культуры Российской Федерации
В.В. АРИСТАРХОВ
от 24 января 2018 г.
План мероприятий ("дорожная карта") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы
1. Общие положения
План мероприятий ("дорожная карта") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы разработан в целях сохранения и дальнейшего развития отечественной системы художественного образования, сложившейся к середине ХХ века и не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве*, с учетом реализации основных направлений стратегических документов в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе предусмотренных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 03.04.2012, Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденным протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 N 11, Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 722-р, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Программой развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы, утвержденной Министром культуры Российской Федерации 29.12.2014.
План мероприятий направлен на решение следующих задач:
- повышения значимости детских школ искусств по видам искусств (далее по тексту - ДШИ) в социокультурном пространстве страны, в том числе духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения;
- позиционирования ДШИ как центров художественного образования и просветительства;
- развития сети ДШИ как первого уровня трехуровневой системы художественного образования (ДШИ - училище - творческий вуз) посредством методического и творческого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования отрасли культуры с целью повышения качества подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры;
- сохранения и развития отечественных традиций по выявлению и обучению одаренных детей по предпрофессиональным образовательным программам в области искусств и создание условий для их дальнейшего профессионального становления;
- модернизацию материально-технической базы ДШИ;
- повышения кадрового потенциала работников ДШИ.
Перспективные направления, отраженные в "дорожной карте", включают в себя:
- создание условий для формирования в ДШИ творческой среды, способствующей раннему выявлению одаренных детей, развитию детских творческих коллективов, просветительской деятельности, обеспечение доступности ДШИ для различных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение количества одаренных детей, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств, обеспечение сохранности контингента обучающихся в ДШИ и качества подготовки выпускников ДШИ, развитие взаимодействия ДШИ с другими образовательными организациями отрасли культуры;
- повышение качества проводимых региональными и муниципальными органами власти, а также ДШИ творческих и просветительских мероприятий для одаренных детей (фестивалей, конкурсов, творческих школ, выставок и др.);
- повышение кадрового потенциала ДШИ, в том числе посредством целевой подготовки кадров в подведомственных Минкультуры России образовательных организациях;
- формирование новых принципов финансового обеспечения деятельности ДШИ, в том числе посредством выделения средств со стороны субъектов Российской Федерации муниципальным ДШИ на реализацию предпрофессиональных программ в области искусств, что предусмотрено частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- создание или развитие имеющихся региональных методических служб (центров, кабинетов), обеспечивающих методическое сопровождение деятельности ДШИ в соответствующем регионе посредством взаимодействия с федеральным ресурсным методическим центром развития образования сферы культуры и искусства Российской академии музыки имени Гнесиных, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными в соответствующем субъекте Российской Федерации или близлежащих регионах;
- модернизация материально-технической базы ДШИ, в том числе строительство новых ДШИ.
Реализация Плана мероприятий позволит упрочить позиции многоуровневой системы художественного образования, повысить интерес граждан Российской Федерации в приобщении детей к постижению различных видов искусств, а также создать благоприятные условия для выявления, воспитания и сопровождения талантливых детей и молодежи, обеспечения учреждений культуры высокопрофессиональными кадрами, формирования грамотной, заинтересованной широкой аудитории зрителей и слушателей концертных залов и театров, посетителей музеев и выставочных комплексов, ценителей классического, народного искусства и лучших образцов современного искусства.
Основные ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
- развитие интеллектуальных и творческих ресурсов российского общества посредством обеспечения талантливым детям доступа к культурным и историческим ценностям, приобщения наибольшего количества детей и подростков к творческой деятельности, формирования гармонично развитой личности, грамотной, заинтересованной аудитории зрителей и слушателей как части интеллектуально развитого российского общества;
- повышение значимости ДШИ как социального института;
- обеспечение стабильного развития отечественной трехуровневой системы подготовки творческих кадров;
- обеспечение учреждений культуры и образовательных организаций отрасли культуры высокопрофессиональными кадрами;
- повышение эффективности в управлении ДШИ.
Органы управления культурой субъектов Российской Федерации могут разрабатывать региональные "дорожные карты" по достижению целевых показателей по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на период с 2018 по 2022 годы, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации. При этом значения целевых показателей региональных "дорожных карт" должны быть не ниже значений, предусмотренных настоящим Планом мероприятий ("дорожной карты") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы.
______________________________
* Деятельность детских школ искусств регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в т.ч. статьей 83 данного закона.
2. Результативность основных видов деятельности ДШИ
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2016* |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно, обучающихся в ДШИ по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств (предпрофессиональным и общеразвивающим), от общего количества детей данного возраста в регионе |
% |
11,6 |
11,8 |
12,0 |
12,5 |
13,0 |
14,0 |
2. Доля детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам в области искусств, от общего количества детей данного возраста в соответствующем регионе |
% |
2,7 |
6,0 |
8,0 |
10,0 |
12,0 |
12,0 |
3. Конкурс при приеме детей в ДШИ на обучение по предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств |
чел. на 1 место |
1,3 |
1,5 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
4. Удельный вес количества мест приема на обучение по предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств от общего количества мест для приема за счет бюджетных средств соответствующего года |
% |
36,3 |
40,0-50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
80,0-100,0 |
5. Доля детей, обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам "Струнные инструменты, "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты" за счет бюджетных средств, от общего количества детей, обучающихся по предпрофессиональным программам в области музыкального искусства за счет бюджетных средств: |
|
|
|
|
|
|
|
- в ДШИ, расположенных в городской местности |
% |
20,0 |
25,0 |
30,0 |
30,0 |
35,0 |
35,0 |
- в ДШИ, расположенных в сельской местности** |
15,0 |
20,0 |
20,0 |
25,0 |
25,0 |
||
6. Доля адаптированных образовательных программ, по которым возможно обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, в общей численности образовательных программ, реализуемых ДШИ региона (за исключением образовательных программ в области хореографического и (или) циркового искусства) |
% |
2,5 |
5,0 |
10,0 |
15,0 |
18,0 |
20,0 |
7. Доля выпускников ДШИ, завершивших освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и поступивших в профессиональные образовательные организации или образовательные организации высшего образования на профильные образовательные программы от общего числа выпускников ДШИ, завершивших обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в отчетном году |
% |
7,6 |
8,0 |
8,5 |
9,0 |
10,0 |
10,0 |
8. Сохранность контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств*** |
% |
46,6 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
9. Доля ДШИ, имеющих в своей структуре подготовительные отделения (классы) |
% |
40,0 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
10. Доля ДШИ из числа ДШИ, реализующих предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства "Струнные инструменты", "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты", "Инструменты эстрадного оркестра", на базе которых функционируют детские творческие коллективы - симфонические (камерные) оркестры, оркестры духовых, народных инструментов, эстрадные оркестры: |
% |
|
|
|
|
|
|
- в ДШИ, расположенных в городской местности |
% |
30,0 |
40,0 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
- в ДШИ, расположенных в сельской местности |
30,0 |
40,0 |
45,0 |
50,0 |
50,0 |
||
11. Доля ДШИ, расположенных в городской местности, реализующих предпрофессиональные образовательные программы с использованием сетевой формы обучения на основе договоров с профессиональными образовательными организациями или учреждениями культуры соответствующего профиля |
% |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
6,0 |
10,0 |
10,0 |
12. Доля ДШИ, расположенных в городской местности, на базе которых студенты профессиональных образовательных организаций и (или) вузов отрасли культуры проходят различные виды практик |
% |
3,5 |
5,0 |
10,0 |
12,0 |
15,0 |
20,0 |
13. Доля детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в различных творческих мероприятиях, в т.ч. проводимых непосредственно ДШИ (мастер-классы, творческие встречи, концерты, выставки, театрализованные представления и т.д.), от общего числа детей, обучающихся в ДШИ |
% |
70,0 |
80,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
14. Доля детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях международного, всероссийского и регионального значения, от общего числа детей, обучающихся в ДШИ |
% |
6,7 |
8,0 |
10,0 |
15,0 |
20,0 |
20,0 |
15. Количество творческих и просветительских мероприятий (фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, постановок, публичных лекций, творческих встреч), проводимых ДШИ на базе других учреждений, в т.ч. общеобразовательных школ и учреждений социальной направленности |
ед. |
5 |
10 |
12 |
12 |
12 |
12 |
16. Доля ДШИ от общего количества ДШИ в регионе, имеющих официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержание которых соответствует требованиям ст. 29 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", приказа Минобрнауки России от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации", в т.ч. адаптированные для лиц с нарушением зрения |
% |
55,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
______________________________
* За 2016 год использованы данные ГИВЦ Минкультуры России, а также сведения, полученные от субъектов Российской Федерации в результате проводимого Минкультуры России мониторинга деятельности ДШИ.
** В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под сельской местностью в "дорожной карте" понимаются сельские поселения (поселки, села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, иные сельские населенные пункты, а также поселки, села, находящиеся в границах административно-территориальных единиц г. Севастополя; к понятию сельской местности не относятся внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), под городской местностью - городские поселения (включая малые города). Перечень сельских и городских поселений на территории субъектов Российской Федерации определяется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
*** В показателе учитывается доля учащихся, освоивших дополнительные общеобразовательные программы в области искусств в полном объеме (с первого по выпускной класс).
3. Материально-техническое оснащение
4. Финансово-экономическое сопровождение деятельности ДШИ
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
1. Удельный вес бюджетных средств, направляемых на обеспечение реализации предпрофессиональных программ в области искусств, от общего объема бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания |
% |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
80,0-100,0 |
2. Отношение заработной платы педагогических работников ДШИ к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
3. Удельный вес внебюджетных средств от объема бюджетного финансирования, выделяемого учредителем на выполнение государственного (муниципального) задания: |
|
|
|
|
|
|
- ДШИ, расположенным в городской местности |
% |
5,0 |
10,0 |
12,0 |
15,0 |
15,0 |
- ДШИ, расположенным в сельской местности |
2,0 |
5,0 |
8,0 |
10,0 |
10,0 |
|
4. Удельный вес объема финансовых средств, направляемых ДШИ на пополнение библиотечных фондов и повышение квалификации работников, от общего объема бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания, и внебюджетных поступлений |
% |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
5. Удельный вес поступивших в ДШИ муниципального ведения из бюджета субъекта Российской Федерации финансовых средств сверх объема финансовых средств, выделяемого учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания* |
% |
0,5 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
5,0 |
6. Доля ДШИ, находящихся в ведении органа управления культурой субъекта Российской Федерации, от общего количества ДШИ, расположенных в субъекте Российской Федерации |
% |
не менее 5,0-10,0 |
10,0-20,0 |
свыше 30,0 |
50,0 |
не менее 70,0 |
______________________________
* Данный показатель учитывается только в отношении ДШИ муниципального ведения.
5. Кадровое и методическое обеспечение деятельности ДШИ
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
1. Доля преподавателей ДШИ с профильным высшим или средним профессиональным образованием и (или) прошедших профессиональную переподготовку в области того или иного вида искусств согласно преподаваемым учебным предметам по реализуемым ДШИ предпрофессиональным программам |
% |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
100,0 |
2. Доля преподавателей, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации или переподготовки, в т.ч. направленным на работу с инвалидами и лицами с ОВЗ), в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области искусств соответствующего профиля (в отчетном году) |
% |
10,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
3. Объем целевого приема/обучения (целевой подготовки) будущих педагогических работников ДШИ на базе подведомственных Минкультуры России вузов за счет средств федерального бюджета (региональная квота)* |
чел. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4. Доля субъектов Российской Федерации, в которых имеются региональные методические центры (кабинеты), функционирующие либо как самостоятельные юридические лица, либо как структурные подразделения образовательных организаций отрасли культуры** |
% |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
______________________________
* Для выполнения данного показателя со стороны субъекта Российской Федерации необходимо ежегодно до 20 апреля направлять в Минкультуры России в установленном порядке заявки, руководствуясь статьей 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении".
** В 2016 году в Российской Федерации функционировало 77 методических центров (кабинетов), являющихся либо самостоятельными юридическими лицами, либо структурными подразделениями образовательных организаций.
Методические рекомендации по достижению субъектами Российской Федерации целевых показателей Плана мероприятий ("дорожной карты") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации (далее - рекомендации) подготовлены в целях содействия в реализации субъектами Российской Федерации Плана мероприятий ("дорожной карты") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы (далее - "дорожная карта").
Рекомендации содержат методику расчета значений целевых значений показателей "дорожной карты", разработанную в целях обеспечения единого подхода к оценке результатов ее реализации органами управления культурой субъектов Российской Федерации.
Имеющиеся в "дорожной карте" показатели с их целевыми ориентирами направлены не только на развитие сети детских школ искусств (далее - ДШИ), но и всей системы художественного образования. Реализация в ДШИ предпрофессиональных программ в области искусств как приоритетных, а не общеразвивающих, позволит вернуть историческую миссию ДШИ как первого звена трехуровневой системы подготовки творческих кадров, выполнить основную задачу ДШИ - подготовку выпускников, чьи полученные в ДШИ знания и приобретенные умения позволяют части из них продолжить образование в профессиональных образовательных организациях или организациях высшего образования отрасли культуры, а другой части выпускников - пополнить ряды грамотной зрительской и слушательской аудитории театров, концертных и выставочных залов и стать ядром в формировании гармоничного, духовно развитого российского общества.
Законодательные пробелы 90-х годов ХХ века в отношении деятельности ДШИ привели в начале 2000-х годов к тому, что ДШИ стали выполнять роль досуговых учреждений. Резко уменьшилось количество абитуриентов в профессиональных образовательных учреждениях и учреждениях высшего образования отрасли культуры, снизилось качество их подготовки, были потеряны методические и творческие связи между образовательными учреждениями отрасли культуры разного уровня, единое образовательное пространство отрасли было нарушено.
Именно в период 90-х годов ХХ столетия сеть ДШИ увеличилась за счет преобразования в ДШИ кружков и других детских учреждений досуговой направленности. Однако повышение у таких учреждений статуса не изменило их прошлой сути - "кружковой" подход в обучении детей, к сожалению, сохранился. В настоящее время, в ряде регионов, отдавая приоритет общеразвивающим, а не предпрофессиональным программам, за счет ДШИ местные органы власти пытаются восполнить пробел по отсутствию необходимого количества студий, кружков, детских центров и других учреждений досуговой направленности.
Направления "дорожной карты" с их целевыми показателями определяют такое качество деятельности ДШИ, которое принципиально отличает ДШИ от других учреждений дополнительного образования детей (студий, кружков, домов детского творчества и других). Данное качество должно достигаться высокопрофессиональными педагогическими кадрами и наличием материально-технических условий согласно федеральным государственным требованиям к предпрофессиональным программам.
Сегодня сеть ДШИ в Российской Федерации - это 5 тысяч учреждений с многообразными историческими традициями, которые функционируют в различных социально-экономических условиях. "Дорожная карта" данные особенности современной системы ДШИ учитывает. Так, например, по ряду показателей "дорожной карты" предусмотрены различные целевые ориентиры для ДШИ городской и сельской местности.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под сельской местностью в "дорожной карте" понимаются сельские поселения*, под городской местностью - городские поселения (включая малые города). Перечень сельских и городских поселений на территории субъектов Российской Федерации определяется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для расчета по некоторым показателям "дорожной карты" целевых ориентиров должны использоваться статистические данные Свода годовых сведений о детских школах искусств, составленного на основании формы федерального статистического наблюдения N 1-ДШИ, утвержденной приказом Росстата от 30.12.2015 N 671 (далее - Свод годовых сведений о ДШИ), ежегодно представляемого органами управления культурой субъектов Российской Федерации в Минкультуры России, а также статистических данных, формируемых и направляемых ДШИ в рамках исполнения приказа Росстата от 14.01.2013 N 12 (ред. от 23.12.2016) "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений" (форма 1-ДО), приказа Росстата от 13.09.2016 N 501 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей" (форма 1-ДОП).
Органы управления культурой субъектов Российской Федерации ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляют сводную информацию о результатах достижения целевых ориентиров показателей "дорожной карты" по итогам отчетного года в Департамент науки и образования Минкультуры России. Итоговая информация представляется в соответствии со структурой "дорожной карты".
Необходимо подчеркнуть, что установленные по показателям "дорожной карты" целевые ориентиры являются отправной единицей, минимальной точкой отсчета и не ограничивают субъекты Российской Федерации в их превышении.
Обработку сведений по выполнению "дорожной карты" осуществляет Федеральный ресурсный методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Российской академии музыки имени Гнесиных.
II. Рекомендации по расчету целевых ориентиров показателей "дорожной карты"
По разделу 2. Результативность основных видов деятельности ДШИ.
Пункты 2, 7 раздела 2 заполняются на основании статистической информации Свода годовых сведений о ДШИ.
Обозначенный в пункте 1 возраст от 5 до 18 лет коррелируется со статистическими сведениями, формируемыми Росстатом по группам населения (формы федерального статистического наблюдения 1-ДО, 1-ДОП). В связи с этим, несмотря на то, что обучение детей по предпрофессиональным образовательным программам начинается с 6 лет 6 месяцев, а по общеразвивающим программам возрастные ограничения отсутствуют, при подсчете охвата детей обучением в ДШИ (как по предпрофессиональным, так и общеразвивающим программам) необходимо использовать статистические сведения по детскому населению в возрасте от 5 до 18 лет включительно.
Пункт 2 раздела 2 включает информацию о доле детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, обучающихся за счет бюджетных средств и на платной основе по предпрофессиональным образовательным программам в области искусств, от общего количества детей данного возраста в соответствующем регионе. Данный возрастной период соответствует показателям, лежащим в основе Методических рекомендаций по развитию сети образовательных организаций, направленных письмом Минобрнауки России**, в которых количество ДШИ определяется исходя из необходимости обеспечения 12% охвата детей дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств.
При расчете значений показателя по пункту 3 "Конкурс при приеме детей в ДШИ на обучение по предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств" используется следующая формула:
, где:
Дa - количество детей, поступавших в ДШИ на предпрофессиональные программы в области искусств в соответствующем году;
Дп - количество детей, принятых на обучение по предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств в соответствующем году.
Достижение целевых значений данного показателя за счет пропорционального уменьшения количества бюджетных мест при приеме на обучение по предпрофессиональным программам недопустимо.
При расчете значений показателя по пункту 4 "Удельный вес количества мест приема на обучение по предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств от общего количества мест для приема за счет бюджетных средств соответствующего года" используется следующая формула:
, где:
Мп - количество мест приема на обучение по предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств соответствующего года;
Мв - общее количество мест для приема за счет бюджетных средств соответствующего года.
Расчет значений показателя по пункту 5 "Доля детей, обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам "Струнные инструменты, "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты" за счет бюджетных средств, от общего количества детей, обучающихся по предпрофессиональным программам в области музыкального искусства за счет бюджетных средств" производится раздельно по ДШИ, расположенным в городской и сельской местности. При расчете значений данного показателя используется следующая формула:
, где:
До - количество детей, обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам "Струнные инструменты", "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты" за счет бюджетных средств;
Дв - общее количество детей, обучающихся по предпрофессиональным программам в области музыкального искусства за счет бюджетных средств.
При расчете значений показателя по пункту 6 "Доля адаптированных образовательных программ, по которым возможно обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, в общей численности образовательных программ, реализуемых ДШИ региона" используется следующая формула:
, где:
ПРа - количество адаптированных программ (за исключением образовательных программ в области хореографического и (или) циркового искусства);
ПРв - общая численность образовательных программ, реализуемых ДШИ региона (за исключением образовательных программ в области хореографического и (или) циркового искусства).
Достижение целевых значений данного показателя предусматривает установление для каждой ДШИ региона требования о реализации не менее одной адаптированной образовательной программы.
При расчете значений показателя по пункту 7 "Доля выпускников ДШИ, завершивших освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и поступивших в профессиональные образовательные организации или образовательные организации высшего образования на профильные образовательные программы от общего числа выпускников ДШИ, завершивших обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в отчетном году" возможно использование статистических данных Свода годовых сведений о ДШИ, а также применение следующей формулы:
, где:
- количество выпускников ДШИ, завершивших обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в отчетном году;
- из числа количество поступивших в профессиональные образовательные организации и (или) образовательные организации высшего образования на профильные образовательные программы в отчетном году. Под профильными образовательными программами понимаются образовательные программы среднего профессионального и высшего образования укрупненной группы направлений подготовки и (или) специальностей "Искусство и культура".
В показателе по пункту 8 "Сохранность контингента по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств с первого года обучения по выпускной класс" учитывается доля учащихся, освоивших дополнительные общеобразовательные программы в области искусств в полном объеме (в первого по выпускной класс). При расчете значений показателя по пункту 8 используется следующая формула:
, где:
В - количество выпускников, завершивших освоение дополнительных общеобразовательных программ в области искусств в ДШИ региона в отчетном году;
Дв - общее количество детей, приступивших к освоению соответствующих дополнительных общеобразовательных программ, в том числе количество детей, завершивших освоение дополнительных общеобразовательных программ в полном объеме в отчетном году (число "В") и количество детей, выбывших из ДШИ до завершения ими обучения по соответствующим дополнительным общеобразовательным программам.
При расчете значений показателя по пункту 9 "Доля ДШИ, имеющих в своей структуре подготовительные отделения (классы)" используется следующая формула:
, где:
Шп - количество ДШИ, имеющих подготовительные классы;
Шв - общее количество ДШИ.
Расчет значений показателя по пункту 10 "Доля ДШИ из числа ДШИ, реализующих предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства "Струнные инструменты", "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты", "Инструменты эстрадного оркестра", на базе которых функционируют детские творческие коллективы - симфонические (камерные) оркестры, оркестры духовых, народных инструментов, эстрадные оркестры" производится раздельно по детским школам искусств, расположенным в городской и сельской местности.
При расчете значений данного показателя используется следующая формула:
, где:
Шк - количество ДШИ, реализующие указанные предпрофессиональные образовательные программы, на базе которых функционирует хотя бы один творческий коллектив из перечисленных;
Шв - общее количество ДШИ, реализующих указанные предпрофессиональные образовательные программы.
При расчете значений показателя по пункту 11 "Доля ДШИ, расположенных в городской местности и реализующих предпрофессиональные образовательные программы с использованием сетевой формы обучения на основе договоров с профессиональными образовательными организациями или учреждениями культуры соответствующего профиля" используется следующая формула:
, где:
Шс - количество ДШИ, расположенных в городской местности, реализующих предпрофессиональные образовательные программы с использованием сетевой формы обучения;
Шв - общее количество ДШИ, расположенных в городской местности.
При расчете значений показателя по пункту 12 "Доля ДШИ, расположенных в городской местности, на базе которых студенты профессиональных образовательных организаций и (или) вузов отрасли культуры проходят различные виды практик" используется следующая формула:
, где:
Шп - количество ДШИ, расположенных в городской местности, на базе которых студенты профессиональных образовательных организаций или вузов отрасли культуры проходят различные виды практик;
Шв - общее количество ДШИ, расположенных в городской местности.
При расчете значений показателя по пункту 13 "Доля детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в различных творческих мероприятиях, в т.ч. проводимых непосредственно ДШИ (мастер-классы, творческие встречи, концерты, выставки, театрализованные представления и т.д.), от общего числа детей, обучающихся в ДШИ" используется следующая формула:
, где:
Дт - количество детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в различных творческих мероприятиях;
Дв - общее количество учащихся в ДШИ.
При расчете значений показателя по пункту 14 "Доля детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях международного, всероссийского и регионального значения, от общего числа детей, обучающихся в ДШИ" используется следующая формула:
, где:
Дм - количество детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях международного, всероссийского и регионального значения;
Дв - общее количество учащихся в ДШИ.
При расчете значений показателя по пункту 15 "Количество творческих и просветительских мероприятий (фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, постановок, публичных лекций, творческих встреч), проводимых ДШИ на базе других учреждений, в т.ч. общеобразовательных школ и учреждений социальной направленности*** (в среднем на одну ДШИ)" используется следующая формула:
, где:
- сумма творческих мероприятий, проводимых ДШИ на базе других учреждений, в т.ч. общеобразовательных школ и учреждений социальной направленности;
Шв - общее количество ДШИ.
При расчете значений показателя по пункту 16 "Доля ДШИ от общего количества ДШИ в регионе, имеющих официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержание которых соответствует требованиям ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", приказа Минобрнауки России от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации", в т.ч. адаптированные для лиц с нарушением зрения" используется следующая формула:
, где:
Ши - количество ДШИ, имеющих официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
Шв - общее количество ДШИ.
По разделу 3. Материально-техническое оснащение.
Значения показателя по пункту 1 "Удельный вес численности зданий ДШИ, требующих капитального ремонта и (или) реставрации, находящихся в аварийном состоянии, от общего количества находящихся в оперативном управлении у ДШИ зданий" формируются на основании статистических данных из Свода годовых сведений о ДШИ.
При расчете значений показателя по пункту 2 "Удельный вес численности учебных помещений ДШИ, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения (в т.ч. компьютерными системами и интерактивными досками), современной учебной мебелью" используется следующая формула:
, где:
Пк - количество учебных помещений ДШИ, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения (в т.ч. компьютерными системами и интерактивными досками), современной учебной мебелью;
Пв - общее количество учебных помещений в ДШИ, требующих специального оснащения.
При расчете значений показателя по пункту 3 "Удельный вес численности учебных помещений ДШИ, оборудованных для обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов (за исключением учебных помещений, предназначенных для реализации образовательных программ в области хореографического и циркового искусства)" используется следующая формула:
, где:
По - численность учебных помещений в ДШИ субъекта Российской Федерации, оборудованных для обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов,
Пв - общее количество учебных помещений в ДШИ.
При расчете значений данного показателя также можно руководствоваться "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей", направленных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 N ВК-641/09.
По разделу 4. Финансово-экономическое сопровождение деятельности ДШИ.
При расчете значений показателя по пункту 1 "Удельный вес бюджетных средств, направляемых на обеспечение реализации предпрофессиональных программ в области искусств, от общего объема бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания" используется следующая формула:
, где:
Бп - бюджетные средства, направляемые на обеспечение реализации предпрофессиональных программ в области искусств, рассчитанные на основании численности детей, обучающихся по предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания;
Бв - общий объем бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания.
При расчете значений показателя по пункту 2 "Отношение заработной платы педагогических работников ДШИ к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе" используются данные формы федерального статистического наблюдения N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала", утвержденной приказом Росстата от 07.10.2016 N 581 "Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Для расчета значений показателя орган управления культурой субъекта Российской Федерации использует следующую формулу:
, где:
ЗП - средняя заработная плата педагогических работников ДШИ субъекта Российской Федерации
СД - среднемесячный доход от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации.
Значения показателя по пункту 3 "Удельный вес внебюджетных средств ДШИ от объема бюджетного финансирования, направляемого учредителем на выполнение государственного (муниципального) задания" указываются раздельно по ДШИ, расположенным в городской и сельской местности. Значения показателя формируются на основании статистических данных из Свода годовых сведений о ДШИ.
В пункт 4 "Удельный вес объема финансовых средств, направляемых ДШИ на пополнение библиотечных фондов и повышение квалификации работников, от общего объема бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания, и внебюджетных поступлений" включаются данные:
по пополнению библиотечных фондов - на основании статистических данных Свода годовых сведений о ДШИ, включающего расходы из бюджетного и внебюджетного источников,
по повышению квалификации - на основании первичных сведений, представленных ДШИ, включающих расходы из бюджетного и внебюджетного источников.
Для расчета значений показателя используется следующая формула:
, где:
БФ - объем финансовых средств, направляемых ДШИ на пополнение библиотечных фондов;
ПК - объем финансовых средств, направляемых ДШИ на повышение квалификации работников;
Б - объем финансовых средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания;
ВБ - объем внебюджетных поступлений.
Для расчета значений показателя по пункту 5 "Удельный вес поступивших в ДШИ муниципального ведения из бюджета субъекта Российской Федерации финансовых средств сверх объема финансовых средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания" орган управления культурой субъекта Российской Федерации использует данные по структуре расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по подразделу 0703 "Дополнительное образование".
Данный показатель учитывает сведения только в отношении ДШИ муниципального ведения и направлен на увеличение общего объема их финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При расчете значения показателя по пункту 6 "Доля ДШИ, находящихся в ведении органа управления культурой субъекта Российской Федерации, от общего количества ДШИ, расположенных в субъекте Российской Федерации" используется следующая формула:
, где:
Шр - количество ДШИ, находящихся в ведении органов управления культурой субъекта Российской Федерации,
Шв - общее количество ДШИ в субъекте Российской Федерации.
Данный показатель введен в "дорожную карту" с целью дальнейшего развития отечественной системы художественного образования, ее модернизации, обеспечения грамотного и заинтересованного участия в принятии мер по повышению качества художественного образования.
По разделу 5. Кадровое и методическое обеспечение деятельности ДШИ.
При расчете значения показателя по пункту 1 "Доля преподавателей ДШИ с профильным высшим или средним профессиональным образованием и (или) прошедших профессиональную переподготовку в области того или иного вида искусств согласно преподаваемым учебным предметам по реализуемым ДШИ предпрофессиональным программам" используется следующая формула:
, где:
Кпо - количество преподавателей ДШИ с профильным высшим или средним профессиональным образованием и (или) прошедших профессиональную переподготовку в области того или иного вида искусств;
Кв - общее количество преподавателей в ДШИ.
В области искусства под профильностью образования принято считать не только наличие образования в области того или иного вида искусства, а наличие образования, соответствующего наименованию учебного предмета или предметной области согласно федеральным государственным требованиям к предпрофессиональным программам в области искусств. Например, в области музыкального искусства по образовательной программе "Народные инструменты" у преподавателя, реализующего учебный предмет "Специальность", имеющееся среднее профессиональное или высшее образование должно быть в области исполнительства игры на народных инструментах, но не духовых. При этом необходимо подчеркнуть, что многие преподаватели ДШИ получили образование в педагогических вузах по специальностям "Музыкальное образование" либо "Педагогика" и "Педагогическое образование". Поскольку данное образование не является профильным для реализации образовательных программ в области искусств и в случае, если педагогическая деятельность таких преподавателей сопровождается высокими достижениями, то занятие такими работниками должности "преподаватель" должно быть при условии повышения их квалификации в профильных вузах по профильным образовательным программам или переподготовки.
При расчете значений показателя по пункту 2 "Доля преподавателей, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации или переподготовки, в т.ч. направленным на работу с инвалидами и лицами с ОВЗ), в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области искусств соответствующего профиля (в отчетном году)" используется следующая формула:
, где:
Кдпо - количество преподавателей в ДШИ, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки, в т.ч. направленным на работу с инвалидами и лицами с ОВЗ), в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области искусств соответствующего профиля (в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования),
Кв - общее количество преподавателей в ДШИ.
По показателю пункта 3 "Объем целевого приема/обучения (целевой подготовки) будущих педагогических работников ДШИ на базе подведомственных Минкультуры России вузов за счет средств федерального бюджета (региональная квота)" орган управления культурой субъекта Российской Федерации представляет данные по выполнению региональной квоты по объему целевой подготовки будущих педагогических работников ДШИ на базе подведомственных Минкультуры России вузов за счет средств федерального бюджета.
Для выполнения данного показателя со стороны субъекта Российской Федерации необходимо ежегодно до 20 апреля направлять в Минкультуры России в установленном порядке заявки, руководствуясь статьей 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении".
По показателю пункта 4 "Доля субъектов Российской Федерации, в которых имеются региональные методические центры (кабинеты), функционирующие либо как самостоятельные юридические лица, либо как структурные подразделения образовательных организаций отрасли культуры" орган управления культурой субъекта Российской Федерации представляет сведения о наличии (отсутствии) методических служб (центров, кабинетов), обеспечивающих организационно-методическое сопровождение деятельности ДШИ соответствующего региона.
______________________________
* К сельским поселениям относятся поселки, села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, иные сельские населенные пункты, а также поселки, села, находящиеся в границах административно-территориальных единиц г. Севастополя. К понятию сельской местности не относятся внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
** Методические рекомендации по развитию сети образовательных организаций Минобрнауки России и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования, утв. заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климовым 04.05.2016 N АК-15/02вн.
*** К учреждениям социальной направленности относятся: реабилитационные центры, учреждения для детей-сирот, школы-интернаты и другие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен план мероприятий ("дорожная карта") по перспективному развитию детских школ искусств на 2018-2022 гг.
В числе задач - повышение значимости школ по видам искусств в социокультурном пространстве страны, в т. ч. духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения; позиционирование школ как центров художественного образования и просветительства; модернизация материально-технической базы; повышение кадрового потенциала работников.
Отчет о выполнении плана за 2018 г. необходимо направить в Минкультуры России до 1 марта 2019 г. и далее ежегодно.
Письмо Министерства культуры РФ от 24 января 2018 г. N 217-06-02
Текст письма официально опубликован не был