Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1.4
Положения по обеспечению охраны
1.4.0 Область распространения
1.4.0.1 Настоящая глава содержит положения по охране при перевозке морем опасных грузов. Национальные компетентные органы могут применять дополнительные меры по обеспечению охраны, которые надлежит учитывать при предъявлении опасных грузов к перевозке или в ходе их транспортировки. Положения настоящей главы имеют статус рекомендаций, за исключением 1.4.1.1 (см. 1.1.1.5).
1.4.1 Общие положения для компаний, судов и портовых средств
1.4.1.1 К компаниям, судам и портовым средствам, занятым в перевозках опасных грузов, на которые распространяется действие главы ХI-2 СОЛАС с поправками, применяются соответствующие положения главы XI-2 СОЛАС с поправками и части А Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекса ОСПС) с учетом рекомендаций, приведенных в части В Кодекса ОСПС.
1.4.1.2 Договаривающимся правительствам стран-сторон СОЛАС с поправками рекомендуется оценивать возможность применения положений по охране к грузовым судам валовой вместимостью менее 500, перевозящим опасные грузы.
1.4.1.3 В дополнение к требованиям Кодекса ОСПС, любой береговой персонал компаний, судовой персонал и персонал портовых средств, занятый в перевозках опасных грузов, должен быть осведомлен о требованиях к охране таких грузов сообразно с его ответственностью.
1.4.1.4 В программы обучения ответственных за охрану должностных лиц компаний, берегового персонала компаний, имеющего конкретные обязанности по охране, должностных лиц, ответственных за охрану портовых средств, персонала портовых средств, имеющего конкретные обязанности по охране, когда эти компании и портовые средства заняты в перевозках опасных грузов, должны быть также включены элементы изучения аспектов охраны, связанных с такими грузами.
1.4.1.5 Весь судовой персонал и персонал портовых средств, не упомянутый в 1.4.1.4, занятый в перевозках опасных грузов, должен быть осведомлен о положениях соответствующих планов охраны, относящихся к этим грузам сообразно с его ответственностью.
1.4.2 Общие положения для берегового персонала
1.4.2.1 Для целей настоящего подраздела полагается, что в береговой персонал входят лица, упомянутые в 1.3.1.2. Однако положения 1.4.2 не применяются к:
- должностному лицу компании, ответственному за охрану, и соответствующему береговому персоналу компании, упомянутому в 13.1 части А Кодекса ОСПС,
- лицу из числа командного состава, ответственному за охрану судна, и судовому персоналу, упомянутому в 13.2 и 13.3 части А Кодекса ОСПС,
- должностному лицу портового средства, ответственному за охрану, соответствующему ответственному за охрану персоналу портового средства, и персоналу портового средства, имеющему конкретные обязанности по охране, упомянутому в 18.1 и 18.2 части А Кодекса ОСПС.
В отношении подготовки указанных должностных лиц и персонала см. Международный Кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС).
1.4.2.2 Береговой персонал, занятый в перевозках морем опасных грузов, должен быть осведомлен о положениях по охране при перевозке опасных грузов сообразно с его ответственностью.
1.4.2.3 Подготовка в области охраны
1.4.2.3.1 Подготовка берегового персонала, как указано в главе 1.3, должна также включать элементы знаний в области охраны.
1.4.2.3.2 Программа изучения в области охраны должна включать следующие аспекты: характер связанных с охраной рисков, распознавание относящихся к охране рисков, способы работ в условиях рисков и снижения последствий их действия, а также меры, которые надлежит принимать в случае нарушения охраны. Программа должна включать ознакомление с планами охраны (если применимо к случаю, см. 1.4.3), сообразное с ответственностью лиц и степенью их участия в реализации планов охраны.
1.4.2.3.3 Такая подготовка должна быть организована или проходить проверку при найме на работу, связанную с перевозкой опасных грузов, а также должна периодически дополняться курсами повышения квалификации.
1.4.2.3.4 Документы о прохождении подготовки по вопросам охраны должны храниться работодателем и предъявляться сотруднику или компетентному органу по их требованию. Документы должны храниться работодателем на протяжении срока, установленного компетентным органом.
1.4.3 Положения для грузов повышенной опасности
1.4.3.1 Определение грузов повышенной опасности
1.4.3.1.1 Грузами повышенной опасности являются грузы, которые потенциально могут быть использованы не по назначению в террористических целях, и которые могут привести в результате к таким серьезным последствиям, как массовые аварии и разрушения или, в особенности для случая грузов класса 7, массовые социально-экономические потрясения.
1.4.3.1.2 Примерный перечень грузов повышенной опасности, относящихся к различным классам и подклассам, кроме класса 7, приведен в таблице 1.4.1 ниже.
Таблица 1.4.1. Примерный перечень грузов повышенной опасности
Класс 1, |
подкласс 1.1 |
взрывчатые вещества и изделия |
Класс 1, |
подкласс 1.2 |
взрывчатые вещества и изделия |
Класс 1, |
подкласс 1.3 |
взрывчатые вещества и изделия группы совместимости С |
Класс 1, |
подкласс 1.4 |
N ООН 0104, 0237, 0255, 0267, 0289, 0361, 0365, 0366, 0440, 0441, 0455, 0456 и 0500 |
Класс 1, |
подкласс 1.5 |
взрывчатые вещества и изделия |
Подкласс 2.1 |
|
воспламеняющиеся газы в количествах более 3000 л, перевозимые в автоцистерне, железнодорожной цистерне или съемной цистерне |
Подкласс 2.3 |
|
токсичные газы |
Класс 3 |
|
легковоспламеняющиеся жидкости групп упаковки l и ll в количествах более 3000 л, перевозимые в автоцистерне, железнодорожной цистерне или съемной цистерне |
Класс 3 |
|
десенсибилизированные жидкие взрывчатые вещества |
Подкласс 4.1 |
|
десенсибилизированные твердые взрывчатые вещества |
Подкласс 4.2 |
|
грузы группы упаковки l в количествах более 3000 кг или 3000 л, перевозимые в автоцистерне, железнодорожной цистерне, съемной цистерне или контейнере для массовых грузов |
Подкласс 4.3 |
|
грузы группы упаковки l в количествах более 3000 кг или 3000 л, перевозимые в автоцистерне, железнодорожной цистерне, съемной цистерне или контейнере для массовых грузов |
Подкласс 5.1 |
|
окисляющие жидкости группы упаковки l в количествах более 3000 л, перевозимые в автоцистерне, железнодорожной цистерне или съемной цистерне |
Подкласс 5.1 |
|
перхлораты, нитрат аммония, аммиачно-нитратные удобрения и эмульсии, суспензии или гели нитрата аммония в количествах более 3000 кг или 3000 л, перевозимые в автоцистерне, железнодорожной цистерне, съемной цистерне или контейнере для массовых грузов |
Подкласс 6.1 |
|
токсичные вещества группы упаковки I |
Подкласс 6.2 |
|
инфекционные вещества категории А (N ООН 2814 и 2900) |
Класс 8 |
|
коррозионные/едкие вещества группы упаковки l в количествах более 3000 кг или 3000 л, перевозимые в автоцистерне, железнодорожной цистерне, съемной цистерне или контейнере для массовых грузов |
1.4.3.1.3 В случае опасных грузов класса 7 радиоактивными материалами повышенной опасности являются радиоактивные материалы, значение активности которых на одну упаковку равно или превышает порог безопасности для перевозки 3 000 (см. также 2.7.2.2.1), за исключением следующих радионуклидов, для которых порог безопасности для перевозки приводится в таблице 1.4.2 ниже.
Таблица 1.4.2. Значения порогов безопасности при перевозке отдельных радионуклидов
Элемент |
Радионуклид |
Порог безопасности для перевозки (ТБк) |
Америций |
Am-241 |
0,6 |
Золото |
Au-198 |
2 |
Кадмий |
Cd-109 |
200 |
Калифорний |
Cf-252 |
0,2 |
Кюрий |
Cm-244 |
0,5 |
Кобальт |
Co-57 |
7 |
Кобальт |
Co-60 |
0,3 |
Цезий |
Cs-137 |
1 |
Железо |
Fe-55 |
8000 |
Германий |
Ge-68 |
7 |
Гадолиний |
Gd-153 |
10 |
Иридий |
Ir-192 |
0,8 |
Никель |
Ni-63 |
600 |
Палладий |
Pd-103 |
900 |
Прометий |
Pm-147 |
400 |
Полоний |
Po-210 |
0,6 |
Плутоний |
Pu-238 |
0,6 |
Плутоний |
Pu-239 |
0,6 |
Радий |
Ra-226 |
0,4 |
Рутений |
Ru-106 |
3 |
Селен |
Se-75 |
2 |
Стронций |
Sr-90 |
10 |
Таллий |
Tl-204 |
200 |
Тулий |
Tm-170 |
200 |
Иттербий |
Yb-169 |
3 |
1.4.3.1.4 В случае смесей радионуклидов установление достижения или превышения порога безопасности при перевозке может быть рассчитано суммированием частных, полученных делением значения активности каждого из присутствующих радионуклидов на значение порога безопасности для перевозки данного радионуклида. Если сумма частных составит менее 1, порог радиоактивности данной смеси не достигнут и не превышен.
Расчет может быть выполнен по следующей формуле:
,
где
- активность i-го радионуклида, присутствующего в упаковке (ТБк)
- порог безопасности для перевозки i-го радионуклида (ТБк).
1.4.3.1.5 Если радиоактивный материал характеризуется дополнительными видами опасности других классов или подклассов, должны учитываться также критерии, приведенные в таблице 1.4.1 (см. также 1.5.5.1).
1.4.3.2 Особые положения по безопасности, касающиеся грузов повышенной опасности
1.4.3.2.1 Положения настоящего раздела не применяются к судам и портовым средствам (см. Кодекс ОСПС в части плана охраны судна и плана охраны портового средства).
1.4.3.2.2 Планы охраны
1.4.3.2.2.1 Грузоотправителям и иным лицам, занятым в перевозках грузов повышенной опасности (см. 1.4.3.1) надлежит принимать, применять и выполнять планы обеспечения безопасности, включающие по меньшей мере элементы, указанные в 1.4.3.2.2.2.
1.4.3.2.2.2 План охраны должен включать по меньшей мере следующие элементы:
.1 конкретное распределение ответственности по обеспечению охраны среди лиц, обладающих соответствующими компетентностью, квалификацией и полномочиями для исполнения ими своих обязанностей;
.2 ведение учета перевозимых опасных грузов или типов опасных грузов;
.3 оценку текущих операций и связанных с ними видов уязвимости, включая перегрузку с одного вида транспорта на другой, временное хранение транзитных грузов, обработку и распределение грузов, по принадлежности;
.4 четкое заявление о мерах, включая подготовку персонала, политике (включая реагирование на условия повышенной опасности, проверку при найме новых работников и проверку процедур найма и т.д.), практике эксплуатации (напр., выбор и использование маршрутов, если они известны, доступ к опасным грузам, находящимся на временном хранении, близость к уязвимым объектам инфраструктуры и т.д.), об оборудовании и средствах, которые должны использоваться для снижения рисков для охраны;
.5 эффективные актуализированные процедуры оповещения об опасностях для охраны, нарушениях охраны или связанных с охраной инцидентов;
.6 процедуры оценки и апробации планов охраны, а также процедуры периодических проверок и обновления этих планов;
.7 меры по обеспечению безопасности транспортной информации, содержащейся в плане; и
.8 меры по обеспечению максимально возможному ограничению распространения сведений о перевозках. (Эти меры не должны препятствовать предоставлению транспортных документов в соответствии с требованиями главы 5.4 настоящего Кодекса.)
1.4.3.2.3 Для случая радиоактивных материалов положения настоящей главы считаются выполненными, если применены положения Конвенции "О физической защите ядерного материала" и циркуляра МАГАТЭ "Физическая защита ядерного материала и ядерных установок".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.