Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 января 2018 г. N 03-12-12/2/4550
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения граждан по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем следующее.
Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из способов в соответствии с порядком, установленным статьей 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс):
1) по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 3, 3.1, 7 и 8 статьи 309.1 Кодекса;
2) по правилам, установленным главой 25 Кодекса для налогоплательщиков - российских организаций.
Определение прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса осуществляется при выполнении одного из следующих условий, установленных пунктом 1.1 статьи 309.1 Кодекса:
- постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией;
- в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
При этом обращаем внимание, что условие, установленное подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 309.1 Кодекса, не может считаться выполненным в случае, когда постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым не имеется международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, вне зависимости от того, что такое государство не входит в перечень государств, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.
Дополнительно при определении прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса необходимо учитывать следующие требования:
- используется неконсолидированная финансовая отчетность такой компании, составленная в соответствии со стандартом, установленным личным законом такой компании;
- в случае, если в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании ее финансовая отчетность не подлежит обязательному аудиту, определение прибыли (убытка) такой контролируемой иностранной компании в целях Кодекса осуществляется на основании финансовой отчетности, аудит которой проведен в соответствии с международными стандартами аудита.
В случае невыполнения условий, установленных пунктом 1.1 статьи 309.1 Кодекса, а также по выбору налогоплательщика - контролирующего лица (с учетом положений абзаца второго пункта 1.3 статьи 309.1 Кодекса и положений пункта 1.4 статьи 309.1 Кодекса) прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса (за исключением положений, установленных абзацами первым и вторым пункта 2 и пунктами 3-5, 7 статьи 309.1 Кодекса).
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.