Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона N 429706-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, К.И. Черкасовым, Д.И. Савельевым, а также С.В. Калашниковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), направлен на общее повышение уровня оплаты труда в Российской Федерации, для чего предлагается увеличить устанавливаемый законом минимальный уровень оплаты труда.
Авторы законопроекта считают недостаточным установление минимального уровня оплаты труда в размере прожиточного минимума и предлагают установить минимальный почасовой уровень оплаты труда.
Минимальный почасовой размер оплаты труда предлагается установить в сумме 100 рублей за один час, в результате чего в месячном исчислении устанавливаемый законом минимальный уровень оплаты труда составит почти 16 500 рублей в месяц (в среднем по году).
При этом законопроектом предлагается сохранить и действующий минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), но применять его не для целей регулирования оплаты труда (для этого предлагается использовать исключительно минимальный почасовой размер оплаты труда), а для иных целей, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), а именно для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
В целом, тезис авторов законопроекта о необходимости повышения общего уровня оплаты труда в Российской Федерации и минимального уровня оплаты труда, устанавливаемого законом, заслуживает всяческой поддержки.
В то же время, предлагаемый способ достижения указанной цели поддержан быть не может. Прежде всего, по той причине, что темпы повышения минимальных стандартов оплаты труда определяются не законодательной "привязкой" МРОТ к прожиточному минимуму, а возможностями экономики, в первую очередь, возможностями в этой сфере бюджетов всех уровней. На современном этапе, несомненно, главной задачей является достижение цели, поставленной еще при принятии Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и зафиксированной в статьях 133 и 421 ТК РФ - поэтапное доведение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Постановлением Государственной Думы от 7 декабря 2016 года N 390-7 ГД была создана Межфракционная рабочая группа по подготовке предложений о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума, которая рассматривала различные варианты достижения указанной цели, включая вариант перехода на почасовой минимальный размер оплаты труда.
Межфракционная рабочая группа (протокол N 3 от 10 октября 2017 года) единогласно поддержала вариант, реализованный в законопроекте, который был внесен Правительством Российской Федерации (проект федерального закона N 274625-7, впоследствии - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения").
Таким образом, предложение о введении почасового минимального размера оплаты труда как способа повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума Межфракционной рабочей группой Государственной Думы поддержано не было.
Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ предусматривает повышение МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 января 2019 года. В настоящее время Президентом Российской Федерации готовится к внесению в Государственную Думу законопроект, предусматривающий установление МРОТ в размере прожиточного минимума трудоспособного населения уже с 1 мая 2018 года.
Переход на установление минимальных стандартов оплаты труда в часовом выражении сам по себе вызывает множество вопросов и сомнений в его целесообразности.
Из проектируемой законопроектом редакции части 1 статьи 135 ТК РФ следует, что заработная плата работника не может быть меньше, чем заработная плата, определенная исходя из минимально допустимого почасового размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Следовательно, размер гарантированной работнику заработной платы будет меняться от месяца к месяцу. Так, в 2018 году при 40-часовой рабочей неделе годовой баланс рабочего времени составит 1970 часов или 164,17 часа в среднем в месяц. В то же время, в каждом конкретном месяце баланс рабочего времени будет разным: в январе 136 часов, в феврале 151 час, в марте 159 часов. Соответственно в январе гарантированная заработная плата будет на уровне 13 600 рублей, в феврале - 15 100 рублей, а в марте - 15 900 рублей. Напротив, в августе и октябре месячный баланс рабочего времени достигнет максимума и составит 184 часа. За эти месяцы работнику надо будет заплатить не менее чем по 18 400 рублей.
Такая изменчивость главной государственной гарантии по оплате труда неизбежно приведет к переходу на почасовые системы оплаты труда, более выгодные для работодателей.
Это, в свою очередь, способно разрушить всю систему гарантий в области оплаты труда и продолжительности рабочего времени, сложившуюся в Российской Федерации.
Необходимо будет пересматривать механизмы реализации гарантий некоторым категориям работников на получение полной заработной платы при работе в режиме сокращенного рабочего времени (работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; инвалиды; медицинские работники, педагогические работники и ряд других.). Могут возникнуть риски снижения уровня гарантий по заработной плате, например, при оплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплате времени вынужденного простоя и т.п.
Часовая минимальная заработная плата устанавливается преимущественно в странах, где низкооплачиваемые работники нанимаются, как правило, на короткий срок от одного дня или недели до 2 - 3 месяцев, и где в связи с этим широко распространено применение часовых тарифных ставок.
В странах, где низкооплачиваемы работники нанимаются на срок от одного месяца и более, либо заключают трудовые договоры на неопределенный срок, используется, как правило, минимальный размер оплаты труда в месяц.
Закрепленная в российском трудовом законодательстве модель трудовых отношений предполагает заключение, как правило, трудовых договоров на неопределенный срок. Соответственно, наибольшее распространение имеют системы оплаты труда на основе месячных окладов (ставок заработной платы).
Таким образом, традиции построения систем оплаты труда в нашей стране и их взаимосвязь с системой гарантий предопределяют предпочтительное использование минимальных стандартов оплаты труда в месячном выражении.
Кроме того, принятие проектируемых законопроектом норм ТК РФ и Федерального закона N 82-ФЗ приведет к появлению ряда правовых коллизий.
Во-первых, остается неясным соотношение вводимого минимально допустимого почасового размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения. В части 1 статьи 133 ТК РФ в проектируемой редакции записано, что:
"Минимальный размер оплаты труда устанавливается в виде минимально допустимого почасового размера оплаты труда одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.".
Однако прожиточный минимум в часовом выражении не исчисляется и не устанавливается. Следовательно, реализовать предлагаемую норму на практике не представляется возможным.
Во-вторых, отсутствует четкость в определении понятия МРОТ (т.е. месячного минимального размера оплаты труда) и в установлении его функций.
С одной стороны, в проектируемой редакции статьи 3 Федерального закона N 82-ФЗ устанавливается, что МРОТ применяется только для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей, включая цели регулирования оплаты труда, не допускается (одновременно возникает вопрос: зачем тогда называть его минимальным размером оплаты труда?).
С другой стороны, применение МРОТ в ТК РФ в смысле, придаваемом ему в настоящее время, сохраняется.
Так, в статье 130 остается норма о том, что МРОТ входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В части 3 статьи 133 остается норма о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статья 421 ТК РФ по-прежнему требует устанавливать федеральным законом порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Хотя, если он не должен применяться для целей регулирования оплаты труда, это представляется странным.
В-третьих, положения законопроекта не согласуются с нормами статьи 133.1 ТК РФ, согласно которой в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, которая определяет минимальную месячную заработную плату работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Наконец, проектируемые законопроектом нормы ТК РФ и Федерального закона N 82-ФЗ не согласуются между собой. Так, в статьи 133 и 135 ТК РФ вводится понятие "минимально допустимого почасового размера оплаты труда", а в статьях 1 и 2 Федерального закона N 82-ФЗ используется другое понятие - "минимальный почасовой размер оплаты труда".
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 4 субъектов Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Счетная палата Российской Федерации не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы говорится о необходимости учета требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны РТК, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не поддерживают данный проект федерального закона.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 429706-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.