Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 393-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации" -
внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым и др.
Досье на проект федерального закона
Как указано в пояснительной записке, проектом федерального закона N 393-7 (далее - законопроект) предлагается изменить подход к регулированию порядка оплаты труда путем установления почасового минимального размера оплаты труда.
С указанной целью законопроектом вносятся ряд изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) и в Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ). В ТК РФ также устанавливается обязанность работодателей по ежегодной индексации заработных плат работников в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции.
Минимальный почасовой размер оплаты труда предлагается установить в сумме 100 рублей за один час, в результате чего в месячном исчислении устанавливаемый законом минимальный уровень оплаты труда составит почти 16 500 рублей в месяц (в среднем по году).
При этом законопроектом предлагается сохранить и действующий минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), но применять его не для целей регулирования оплаты труда (для этого предлагается использовать исключительно минимальный почасовой размер оплаты труда), а для иных целей, предусмотренных Федеральным законом N 82-ФЗ, а именно для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
В целом, тезис авторов законопроекта о необходимости повышения общего уровня оплаты труда в Российской Федерации и минимального уровня оплаты труда, устанавливаемого законом, заслуживает всяческой поддержки.
В то же время, предлагаемый способ достижения указанной цели поддержан быть не может. Прежде всего, по той причине, что темпы повышения минимальных стандартов оплаты труда определяются не законодательной "привязкой" МРОТ к прожиточному минимуму, а возможностями экономики, в первую очередь, возможностями в этой сфере бюджетов всех уровней. На современном этапе, несомненно, главной задачей является достижение цели, поставленной еще при принятии Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и зафиксированной в статьях 133 и 421 ТК РФ - поэтапное доведение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Постановлением Государственной Думы от 7 декабря 2016 года N 390-7 ГД была создана Межфракционная рабочая группа по подготовке предложений о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума, которая рассматривала различные варианты достижения указанной цели, включая вариант перехода на почасовой минимальный размер оплаты труда.
Межфракционная рабочая группа (протокол N 3 от 10 октября 2017 года) единогласно поддержала вариант, реализованный в законопроекте, который был внесен Правительством Российской Федерации (проект федерального закона N 274625-7, впоследствии - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения").
Таким образом, предложение о введении почасового минимального размера оплаты труда как способа повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума Межфракционной рабочей группой Государственной Думы поддержано не было.
Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ предусматривает повышение МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 января 2019 года. В настоящее время Президентом Российской Федерации готовится к внесению в Государственную Думу законопроект, предусматривающий установление МРОТ в размере прожиточного минимума трудоспособного населения уже с 1 мая 2018 года.
Переход на установление минимальных стандартов оплаты труда в часовом выражении сам по себе вызывает множество вопросов и сомнений в его целесообразности.
Из проектируемой законопроектом редакции части 1 статьи 135 ТК РФ следует, что системы оплаты труда не могут устанавливать более низкий размер оплаты труда, чем определяемый исходя из минимально допустимого почасового размера оплаты труда.
Следовательно, размер гарантированной работнику заработной платы будет меняться от месяца к месяцу. Так, в 2018 году при 40-часовой рабочей неделе годовой баланс рабочего времени составит 1970 часов или 164,17 часа в среднем в месяц. В то же время, в каждом конкретном месяце баланс рабочего времени будет разным: в январе 136 часов, в феврале 151 час, в марте 159 часов. Соответственно в январе гарантированная заработная плата будет на уровне 13 600 рублей, в феврале - 15 100 рублей, а в марте - 15 900 рублей. Напротив, в августе и октябре месячный баланс рабочего времени достигнет максимума и составит 184 часа. За эти месяцы работнику надо будет заплатить не менее чем по 18 400 рублей.
Такая изменчивость главной государственной гарантии по оплате труда неизбежно приведет к переходу на почасовые системы оплаты труда, более выгодные для работодателей.
Это, в свою очередь, способно разрушить всю систему гарантий в области оплаты труда и продолжительности рабочего времени, сложившуюся в Российской Федерации.
Необходимо будет пересматривать механизмы реализации гарантий некоторым категориям работников на получение полной заработной платы при работе в режиме сокращенного рабочего времени (работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; инвалиды; медицинские работники, педагогические работники и ряд других.). Могут возникнуть риски снижения уровня гарантий по заработной плате, например, при оплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплате времени вынужденного простоя и т.п.
Часовая минимальная заработная плата устанавливается преимущественно в странах, где низкооплачиваемые работники нанимаются, как правило, на короткий срок от одного дня или недели до 2 - 3 месяцев, и где в связи с этим широко распространено применение часовых тарифных ставок.
В странах, где низкооплачиваемы работники нанимаются на срок от одного месяца и более, либо заключают трудовые договоры на неопределенный срок, используется, как правило, минимальный размер оплаты труда в месяц.
Закрепленная в российском трудовом законодательстве модель трудовых отношений предполагает заключение, как правило, трудовых договоров на неопределенный срок. Соответственно, наибольшее распространение имеют системы оплаты труда на основе месячных окладов (ставок заработной платы).
Таким образом, традиции построения систем оплаты труда в нашей стране и их взаимосвязь с системой гарантий предопределяют предпочтительное использование минимальных стандартов оплаты труда в месячном выражении.
Кроме того, принятие проектируемых законопроектом норм ТК РФ и Федерального закона N 82-ФЗ приведет к появлению ряда правовых коллизий.
Во-первых, остается неясным соотношение вводимого минимально допустимого почасового размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения.
Из части 1 статьи 133 ТК РФ в проектируемой редакции следует, что а) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; б) минимальный размер оплаты труда выражается в виде минимального допустимого почасового размера оплаты труда.
Однако прожиточный минимум в часовом выражении не исчисляется и не устанавливается. Следовательно, реализовать предлагаемую норму на практике не представляется возможным.
Во-вторых, отсутствует четкость в определении понятия МРОТ (т.е. месячного минимального размера оплаты труда) и в установлении его функций.
С одной стороны, в проектируемой редакции статей 1 и 3 Федерального закона N 82-ФЗ устанавливается, что МРОТ применяется только для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей, включая цели регулирования оплаты труда, не допускается (одновременно возникает вопрос: зачем тогда называть его минимальным размером оплаты труда?).
С другой стороны, применение МРОТ в ТК РФ в смысле, придаваемом ему в настоящее время, сохраняется.
Так, в статье 130 остается норма о том, что МРОТ входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В части 3 статьи 133 остается норма о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В-третьих, положения законопроекта не согласуются с нормами статьи 133.1 ТК РФ, согласно которой в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, которая определяет минимальную месячную заработную плату работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Наконец, проектируемые законопроектом нормы ТК РФ и Федерального закона N 82-ФЗ не согласуются между собой. Так, в статьи 133 и 135 ТК РФ вводится понятие "минимально допустимого почасового размера оплаты труда", а в статьях 1 и 2 Федерального закона N 82-ФЗ используется другое понятие - "минимальный почасовой размер оплаты труда".
Законопроектом также предлагается дать право Правительству Российской Федерации устанавливать повышающие коэффициенты по территориальному, отраслевому и профессиональному критериям.
Между тем, из текста законопроекта и материалов к нему не ясно, о каких повышающих коэффициентах идет речь. Можно лишь предположить, что это некие коэффициенты, применяемые к минимально допустимому размеру оплаты труда. Однако в действующем трудовом законодательстве нет практики применения каких-либо коэффициентов к минимальным стандартам оплаты труда (за исключением коэффициентов к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Поэтому без дополнительного регламентирования реализация данной проектируемой нормы невозможна.
Еще одной новацией, предлагаемой законопроектом, является предложение внести в статью 134 ТК РФ норму, обязывающую всех работодателей проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции.
В соответствии с действующей редакцией статьи 134 ТК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (речь идет, как правило, о нормативных правовых актах, так или иначе связанных с бюджетным планированием), другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Нормы статьи 134 ТК РФ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации в связи с отсутствие единого для всех работодателей порядка индексации заработной платы, включая минимально допустимый размер индексации, и неизменно признавались не противоречащими Конституции (см, например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 2-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1707-О).
Кроме того, в случае нарушения работодателем обязанности проводить индексацию заработной платы, а также отсутствия порядка и условий индексации в локальных нормативных актах организации (положении об оплате труда) работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, порядок увеличения (индексации) заработной платы работникам всех форм собственности уже предусмотрен законодательством в достаточной мере.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 4 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечается наличие ряда существенных замечаний к законопроекту.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не поддерживают представленный законопроект.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 393-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.