Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2018 г. N 03-07-11/7258
Вопрос: Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении права вычета по входящему НДС при строительстве объекта в период применения ЕСХН и вводе в эксплуатацию в период применения схемы работы "ЕСХН+НДС".
СПК является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога с 2005 г. В 2016-2019 гг. ведется строительство комбикормового цеха. Ввод в эксплуатацию готового объекта строительства планируется осуществить в 3 квартале 2019 г.
В 2018 г. выручка организации от сельскохозяйственной деятельности превысит 100 млн руб.
Закон N 335-ФЗ изменил с 01.01.2019 предусмотренный ст. 145 НК РФ порядок применения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (п. 1 ст. 2, часть 5 ст. 9 Закона N 335-ФЗ).
Так, согласно п. 1 ст. 145 НК РФ в будущей редакции организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при условии, в частности, что за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности 100 миллионов рублей за 2018 год.
Таким образом, организация с 01.01.2019 г. переходит на схему работы "ЕСХН+НДС".
Поскольку до 01.01.2019 объект капитального строительства не был использован в деятельности, не облагаемой НДС (будет введен в эксплуатацию только в 3 квартале 2019 г.), полагаем, что организация - его собственник вправе будет заявить вычет предъявленного при строительстве НДС, применив право сделать вычет в пределах трех лет после принятия на учет соответствующих товаров (работ, услуг).
С 01.01.2019 утратит силу абзац второй п. 8 ст. 346.3 НК РФ, предусматривающий, что если организация или индивидуальный предприниматель, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, признаются налогоплательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ, то суммы НДС, предъявленные им по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на иной режим налогообложения, при исчислении НДС вычету не подлежат (п. 58 ст. 2, часть 5 ст. 9 Закона N 335-ФЗ). Но исходя из буквального содержания нормы, в рассматриваемом случае организация не меняла режим налогообложения, она просто в рамках ECXН стада налогоплательщиком НДС. Поэтому полагаем, что применительно к указанной в вопросе ситуации данное правило не применяется.
Иных специальных переходных правил вычета НДС для налогоплательщиков ЕСХН главы 21 и 26.1 НК РФ не содержат, нет в них и "отсылок" на соответствующие нормы, применяемые в рамках других режимов налогообложения.
Непосредственно же главой 21 НК РФ установлено, что налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).
Согласно абзацу первому п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства. Такие вычеты производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 НК РФ: на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав либо на основании иных документов. Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов (п. 6 ст. 171, п.п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2019).
При этом налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет соответствующих товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые приобретались для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС или для перепродажи (п. 2 ст. 171, п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
С учетом п. 7 ст. 3 НК РФ полагаем, что поскольку до 01.01.2019 г. объект капитального строительства не будет использован в деятельности, не облагаемой НДС (будет введен в эксплуатацию только в 3 квартале 2019 г.), то организация - его собственник вправе будет заявить вычет предъявленного при строительстве НДС, применив вышеуказанное право.
Поскольку официальные разъяснения применительно к рассматриваемой ситуации в настоящее время отсутствуют, просим дать письменный ответ на наш вопрос:
- Можно ли входящий НДС по строительству объекта в момент ввода в эксплуатацию в 3 квартале 2019 г. принять к вычету, если строительство объекта ведется в 2016-2018 гг. в период применения ЕСХН и в 2019 г. в период применения схемы работы "ЕСХН+НДС"?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику, применяющему систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при осуществлении строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, и сообщает.
Согласно абзацам второму и пятому пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса).
Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что вышеуказанные положения абзацев второго и пятого пункта 3 статьи 346.1 Кодекса применяются по 31 декабря 2018 года включительно.
Таким образом, с 1 января 2019 года организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, которые до дня вступления в силу Федерального закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. На основании пункта 5 статьи 9 Федерального закона данная норма вступает в силу с 1 января 2019 года.
Учитывая изложенное, налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога, признаваемый с 1 января 2019 года плательщиком налога на добавленную стоимость, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до 1 января 2019 года для строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, к вычету не принимает, а включает в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.