Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Л. Колосова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Л. Колосов оспаривает конституционность статьи 5 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы; указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку) (пункт 1); для лиц, указанных в данной статье, устанавливается звание "Ветеран военной службы" (пункт 2); порядок и условия присвоения звания "Ветеран военной службы" определяются Президентом Российской Федерации (пункт 3).
По мнению заявителя, оспариваемая норма вступает в противоречие со статьями 19, 39 (часть 1) и 65 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет относить к ветеранам военной службы состоящих на воинском учете в Республике Крым граждан Российской Федерации, проходивших военную службу как в Вооруженных Силах СССР, так и в Вооруженных Силах Украины и имеющих выслугу более 20 лет в календарном исчислении.
Оспариваемая норма применена в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), обязывая Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2), не определяет способы и объем защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.
Оспариваемая заявителем норма на основе избранных законодателем критериев отнесения граждан к категории ветеранов военной службы обеспечивает им правовые гарантии социальной защиты, а потому не может рассматриваться как ущемляющая права лиц, не относящихся к данной категории.
Следовательно, статья 5 Федерального закона "О ветеранах" не может расцениваться и как нарушающая права проживающих в Республике Крым граждан Российской Федерации, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Украины, которые при условии их признания с учетом продолжительности периода такой военной службы ветеранами военной службы в соответствии с законодательством Украины могут с 1 января 2015 года обеспечиваться мерами социальной поддержки согласно Закону Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" на условиях, равных с ветеранами военной службы из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О ветеранах", и при этом не худших по сравнению с предусмотренными законодательством Украины по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Разрешение же вопроса о расширении перечня категорий граждан, которые могут быть признаны ветеранами военной службы, за счет отнесения к ним граждан, проходивших военную службу в вооруженных силах иностранных государств (в том числе Украины), не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Колосова Александра Леонидовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2018 г. N 170-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Колосова Александра Леонидовича на нарушение его конституционных прав статьей 5 Федерального закона "О ветеранах"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)