Постановление Верховного Суда РФ от 1 декабря 2017 г. N 46-АД17-39
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу Балаченко Сергея Анатольевича на вступившие в законную силу постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области (далее - ОЛРР по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Росгвардии по Самарской области) от 7 февраля 2017 г., решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 1 марта 2017 г., решение судьи Самарского областного суда от 20 апреля 2017 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 3 июля 2017 г., вынесенные в отношении заместителя директора автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации "Центр обеспечения программ содействия правоохранительным органам" (далее - АНПОО "Центрохран") Балаченко Сергея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника ОЛРР по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Росгвардии по Самарской области от 7 февраля 2017 г. заместитель директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Сызранского городского суда Самарской области от 1 марта 2017 г. постановление должностного лица изменено, размер назначенного Балаченко С.А. административного штрафа с применением положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снежен до 25 000 рублей.
Решением судьи Самарского областного суда от 20 апреля 2017 г. постановление должностного лица и решение судьи городского суда оставлены без изменения.
Постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 3 июля 2017 г. жалоба Балаченко С.А. на указанные постановление должностного лица и судебные акты оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Балаченко С.А. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), положения которого распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
В соответствии с частью 1 статьи 25 названного Федерального закона правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
В силу части 1 статьи 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил.
В целях реализации названного постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 142 данной Инструкции в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
Согласно материалам дела АНПОО "Центрохран" имеет разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему от 29 июня 2015 г. РХИ N 152546, выданное ГУ МВД России по Самарской области, сроком действия до 29 июня 2020 г.
2 февраля 2017 г. в 16.00 часов в ходе проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в комнате хранения оружия АНПОО "Центрохран" выявлено, что в нарушение пункта 142 Инструкции в книге выдачи и приема оружия и боеприпасов не указываются партии изготовления патронов.
Ответственным за хранение оружия и боеприпасов является заместитель директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А.
Приведенное обстоятельство послужило основанием для привлечения заместителя директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с положениями пункта 127 Инструкции лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся учетные документы, перечень которых приведен в данной норме.
Формы этих учетных документов утверждены названным выше приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 и приведены в приложениях к нему.
К числу таких документов относится книга приема и выдачи оружия и патронов (приложение 61).
Исходя из положений пункта 142 Инструкции, нарушение которых вменено заместителю директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. и послужило основанием для привлечения его к административной ответственности, во взаимосвязи с иными нормами Инструкции и утвержденными формами учетных документов, номера партий изготовления патронов указываются не во всех без исключения учетных документах. В частности, внесение таких сведений не требуется в учетных документах, утвержденной формой которых это не предусмотрено.
Утвержденная форма книги приема и выдачи оружия и патронов (приложение N 61) не содержит графы, в которую подлежат внесению номера партий изготовления патронов. В данном учетном документе фиксируются следующие сведения об оружии и патронах: вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам (графа 4). Из материалов дела следует, что эти учетные данные ответственным лицом в названную книгу вносятся.
При этом указание номеров партий изготовления патронов предусмотрено, в частности, в книге учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого (проданного) оружия и патронов (приложение N 67), стеллажном ярлыке (приложение N 68). Согласно материалам дела в таких учетных документах соответствующие сведения ответственным лицом фиксируются.
Кроме того, в силу пункта 125 Инструкции реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.
Заявителем указано, что данное требование соблюдено, книга выдачи и приема оружия, патронов утвержденной названными выше приказом формы, а также иные учетные документы согласованы с подразделением лицензионно-разрешительной работы.
Материалами дела данное утверждение заявителя не опровергается.
Таким образом, не указание в книге выдачи и приема оружия и боеприпасов сведений о партии изготовления патронов нарушением требований пункта 142 Инструкции не является.
Иных нарушений заместителю директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. не вменяется.
При изложенных обстоятельствах вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии заместителя директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОЛРР по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Росгвардии по Самарской области от 7 февраля 2017 г., решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 1 марта 2017 г., решение судьи Самарского областного суда от 20 апреля 2017 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 3 июля 2017 г., вынесенные в отношении заместителя директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Балаченко С.А. удовлетворить.
Постановление начальника ОЛРР по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Росгвардии по Самарской области от 7 февраля 2017 г., решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 1 марта 2017 г., решение судьи Самарского областного суда от 20 апреля 2017 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 3 июля 2017 г., вынесенные в отношении заместителя директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 1 декабря 2017 г. N 46-АД17-39
Текст постановления официально опубликован не был