Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 2-АПГ17-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" о признании не действующим приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20 декабря 2016 г. N 651-р "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 11 декабря 2014 г. N 811", по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на решение Вологодского областного суда от 5 сентября 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Вологодский областной суд с заявлением о признании не действующим приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20 декабря 2016 г. N 651-р "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 11 декабря 2014 г. N 811", которым внесена корректировка тарифа на питьевое водоснабжение.
Решением Вологодского областного суда от 5 сентября 2017 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и прокуратура Вологодской области представили возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Северная дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, Федеральная антимонопольная служба и прокуратура Вологодской области, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия установила следующее.
Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК Вологодской области) от 11 декабря 2014 г. N 811 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей Вологодского территориального участка Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" утверждена производственная программа Вологодского территориального участка Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" в сфере водоснабжения на 2015-2017 годы; установлены и введены в действие тарифы е календарной разбивкой на питьевую воду (питьевое водоснабжение) с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г.
Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - Департамент ТЭК и ТР) от 20 декабря 2016 г. N 651-р "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 11 декабря 2014 г. N 811" внесены изменения в тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. для населения (с учетом НДС) - 30,29 руб./куб.м, для прочих потребителей - 25,67 руб./куб.м.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov35.ru, номер опубликования: 3524201612210001, 21 декабря 2016 г., в областной газете "Красный Север", выпуск N 86, 08 августа 2017 г.
В обоснование заявленного требования общество сослалось на то, что названный приказ принят с нарушением требований Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации названного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746-э).
На основании пунктов 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходов на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестиционного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Правила установления тарифов с применением метода индексации необходимой валовой выручки определены в пунктах 74-80 Основ ценообразования.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
К текущим расходам согласно пунктам 65, 76 Основ ценообразования относятся расходы на арендную плату, размер которой определяется в соответствии с пунктом 44 названных Основ ценообразования, согласно которому расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 88, 49, 29 Методических указаний N 1746-э.
В силу пункта 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
При этом при применении метода индексации согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а"-"д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.
При рассмотрении спора судом установлено, что 29 апреля 2016 г. ОАО "РЖД" обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке установленного тарифа на холодное водоснабжение на 2017 год.
Органом регулирования отказано во включении в состав необходимой валовой выручки расходов по договору аренды объекта водоснабжения от 15 сентября 2014 г., заключенного с ООО "ГИП-Инвест", в размере 2 260 тыс. руб. в связи с отсутствием их экономического обоснования и документального подтверждения.
Представленные в материалы тарифного дела письмо ООО "ГИП-Инвест" от 11 апреля 2016 г. N ГИ-73 и справка об амортизационных отчислениях ООО "ГИП-Инвест" не подтверждают экономическую обоснованность заявленных обществом затрат.
Представленные по запросу суда документы: протокол конкурсной комиссии, амортизационная ведомость с расшифровкой, а также копия решения суда от 10 декабря 2011 г. об обязании ОАО "РЖД" произвести строительство станции обезжелезивания, которую построило с привлечением сторонних инвестиций ООО "ГИП-Инвест", не представлялись обществом в орган регулирования ни при направлении заявления о проведении корректировке тарифа на 2017 год, ни при рассмотрении Департаментом ТЭК и ТР результатов экспертизы документов и расчетов общества по указанной корректировке.
При таких обстоятельствах расходы по арендной плате объекта водоснабжения - станции обезжелезивания обоснованно не приняты Департаментом ТЭК и ТР при корректировке тарифа на 2017 год в связи с отсутствием их документального подтверждения.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Таким образом, указанные расходы общества, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью, могут быть учтены органом регулирования при установлении тарифов для регулируемой организации в следующем периоде регулирования.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 5 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 2-АПГ17-20
Текст определения официально опубликован не был