Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 года N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на 18 марта 2018 года назначены выборы Президента Российской Федерации.
В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступают обращения о планируемых к проведению на территории Московской области 18 марта 2018 года опросов, "школьных референдумов" и тому подобных мероприятий среди учащихся общеобразовательных учреждений о возможности введения пятидневного периода обучения в школах Московской области.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что "референдумы школьников" и иные формы опросов учащихся не являются кампаниями референдумов в смысле подпункта 34 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а положения законодательства о выборах к правоотношениям, связанным с правами граждан на участие в названных мероприятиях, не применяются. Вопросы проведения таких мероприятий не входят в компетенцию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий, установленную статьями 20-27 Федерального закона, статьями 19-22 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Следует отметить, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на своем 133-м заседании 26 января 2018 года обратила особое внимание председателя Московской городской избирательной комиссии В.П. Горбунова, иных избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на необходимость недопущения влияния подобных мероприятий на процедуру проведения выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года.
Между тем решением Избирательной комиссии Московской области от 1 февраля 2018 года N 64/594-6, принятым на основании пункта 3 статьи 2 Закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области", утверждено Положение о проведении общерегионального онлайн-голосования "Школьный референдум" в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Московской области 18 марта 2018 года (далее - Положение), определяющее порядок организации и проведения "школьного референдума", его организационное и методическое обеспечение. Положением также предусмотрено, что одной из основных целей "школьного референдума" является вовлечение школьников и их родителей (законных представителей) в процессы государственно-общественного управления школой по вопросам, затрагивающим их права и законные интересы.
Положением также установлено, что "школьный референдум" проводится Министерством образования Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющими управление в сфере образования, с участием территориальных и молодежных избирательных комиссий Московской области и с участием Избирательной комиссии Московской области.
Изучив названное решение Избирательной комиссии Московской области от 1 февраля 2018 года N 64/594-6 и утвержденное им Положение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации констатирует следующее.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации определены статьей 20 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области" комиссия в пределах своих полномочий обеспечивает на территории Московской области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, единообразное применение законов Московской области по вопросам выборов в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, координацию деятельности, оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, а также участвует в реализации мероприятий федеральных и региональных программ по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, совершенствованию избирательной системы, в решении иных вопросов в пределах ее компетенции.
В силу пункта 3 статьи 89 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 7 февраля 2014 года N 41/2, центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере образования, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, является Министерство образования Московской области.
Вопросы развития государственно-общественного управления образованием на федеральном уровне урегулированы, в частности, приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей и педагогических работников образовательных организаций, представителей коллегиальных органов управления образованием (письмо Минобрнауки России от 22 октября 2015 года N 08-1729), Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы (утверждено Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации 6 декабря 2017 года). На уровне Московской области названные вопросы находят свое нормативное отражение в том числе в Законе Московской области от 27 июля 2013 года N 94/2013-ОЗ "Об образовании", постановлении Правительства Московской области от 25 октября 2016 года N 784/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2017-2025 годы".
В силу пункта 12 статьи 20 Федерального закона избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Однако это не означает, что при реализации полномочий избирательных комиссий всех уровней, прямо установленных законодательством о выборах, комиссии вправе подменять собой органы государственной власти и органы местного самоуправления в вопросах, не отнесенных к сфере деятельности избирательных комиссий.
Ни одно из положений приведенных выше нормативных и иных актов не наделяет Избирательную комиссию Московской области правом регулирования отношений, связанных с осуществлением образовательной деятельности и государственно-общественного управления образованием.
Из этого следует, что решение Избирательной комиссии Московской области от 1 февраля 2018 года N 64/594-6, вопреки неоднократно сформулированному предостережению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принято с грубым нарушением приведенных выше требований избирательного законодательства при явном превышении компетенции комиссии и подлежит незамедлительной отмене.
Кроме того, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приходит к выводу, что Избирательная комиссия Московской области и ее председатель И.А. Коновалова не сделали должных выводов из системных недочетов в работе комиссии, которые отмечались ранее (например, постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 13/100-7, выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года 116-1-7).
Принятие же решения по вопросу, не отнесенному к ведению избирательной комиссии, ставит под сомнение не только способность председателя Избирательной комиссии Московской области И.А. Коноваловой должным образом организовать работу комиссии, но способность самой Избирательной комиссии Московской области выступать в качестве избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение соответствующих выборов на высокопрофессиональном уровне, который должен быть присущ всем избирательным комиссиям.
В случае продолжения Избирательной комиссией Московской области деятельности, дающей основание для принятия соответствующих мер реагирования со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации как принятых ранее, так и принимаемых в настоящем постановлении, данное обстоятельство даст все основания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации признать работу председателя Избирательной комиссии Московской области И.А. Коноваловой абсолютно непрофессиональной.
Руководствуясь пунктом 11 статьи 20, статьей 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Московской области от 1 февраля 2018 года N 64/594-6 "О Положении о проведении общерегионального онлайн-голосования "Школьный референдум" в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Московской области 18 марта 2018 года".
2. Предупредить председателя Избирательной комиссии Московской области Ирину Анатольевну Коновалову о возможности выражения ей недоверия со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
3. Направить настоящее постановление Губернатору Московской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 8 февраля 2018 г. N 139/1141-7 "О неотложных мерах реагирования, направленных на совершенствование деятельности Избирательной комиссии Московской области и контроль за соблюдением законодательства о выборах при проведении выборов 18 марта 2018 года на территории Московской области"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2018 г., N 6