Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2018 г. N 308-КГ17-22280
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В.,
изучив кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2017 по делу N А15-2329/2016 Арбитражного суда Республики Дагестан
по заявлению управления к открытому акционерному обществу "Завод "Дагдизель" (далее - общество, завод) об обязании исполнить пункты 2.1; 2.3; 2.4; 2.5; 2.5.1; 2.5.2; 2.6; 2.7; 2.8; 2.9 и 2.10 предписания об устранении выявленных нарушений от 28.11.2014 N Ю/1-31 пн дсп и понуждении выполнить приведенные в указанных пунктах предписания действия,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации, установила:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.11.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2017, решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований антимонопольному органу отказано.
В кассационной жалобе антимонопольный орган ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что по результатам проверки исполнения обществом государственного контракта от 30.12.2013 N Р/1/6/0080/ГК-14-ДГОЗ, Федеральной службой по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ) выявлены ряд нарушений обязательных норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации.
Обществу выдано предписание от 28.11.2014 N Ю/1-31-дсп об устранении выявленных нарушений с возложением обязанности представить документы, подтверждающие выполнение предписания, в Рособоронзаказ до 25.02.2015.
Законность данного предписания проверена в рамках дела N А40-110983/2015, выданное предписание признано законным.
Управление, являющимся правопреемником Рособоронзаказа, установив неисполнение обществом всех пунктов предписания, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно подпункту "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" право антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о понуждении к исполнению своих решений и предписаний (подпункт "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) с учетом положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как предоставляющее указанному органу возможность заявлять требования о подтверждении законности своего решения и (или) о выдаче исполнительного листа.
Это право предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания, помимо привлечения данного лица к административной ответственности, право антимонопольного органа обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием к нарушителю, связанным с исполнением решения и направленным на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в рамках полномочий антимонопольного органа, определенных пунктом 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Установив, что какого-либо самостоятельного требования, связанного с неисполнением обществом ненормативных актов и направленного на устранение или предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, заявление управления не содержит, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований антимонопольного органа.
При этом судебные инстанции правомерно отметили, что государственный контракт выполнен надлежащим образом, в полном объеме, результаты работ приняты государственным заказчиком, оплата по контракту произведена, а предлагаемые к обязательному выполнению со стороны общества мероприятия не соответствуют целям контракта.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом изучения судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Эти доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права при вынесении обжалуемых судебных актов и не могут быть признаны основанием для их отмены в кассационном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2018 г. N 308-КГ17-22280 по делу N А15-2329/2016
Текст определения официально опубликован не был