Постановление Верховного Суда РФ от 8 февраля 2018 г. N 18-АД18-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу защитника Меркушиной Н.Н., действующей на основании доверенности в интересах Груйичич Д. на вступившие в законную силу постановление судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 апреля 2017 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2017 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 3 июля 2017 года, вынесенные в отношении Груйичич Драгана по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 апреля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2017 года и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 3 июля 2017 года, гражданин Республики Сербия Груйичич Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за пределы Российской Федерации ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Меркушина Н.Н. выражает несогласие с вынесенными в отношении Груйичич Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными актами.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства - влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон от 1 апреля 1993 г. N 4730-1) установлено, что режим Государственной границы включает правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Положениями статьи 9 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-I установлены правила пересечения Государственной границы.
Статьей 11 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-I определено, что основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
В соответствии с абзацем 2 статьи 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Статьёй 1 Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Сербия от 20 февраля 2009 г. N 129-а "Об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Сербия" определено, что граждане государства одной Стороны въезжают, выезжают, следуют транзитом и пребывают на территории государства другой Стороны на основании действительных документов, указанных в Приложении к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью, без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории этого государства не превышает 30 дней с даты въезда, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5, 6 и 7 настоящего Соглашения Двухсторонние договоры, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан, предусматривают, что в случаях превышения сроков безвизового пребывания на территории Российской Федерации иностранные граждане обязаны оформить себе визы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 43 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" установлено, что лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации".
Основанием для привлечения гражданина Республики Сербия Груйичич Д. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении N 2396/А/А/817-17 от 08.04.2017 (л.д. 2-5). Согласно названному протоколу, 7 апреля 2017 года Груйичич Д. следуя из Российской Федерации в Республику Абхазия, нарушил установленный режим Государственной границы Российской Федерации, так как вид на жительство иностранного гражданина ... выдано на имя Груйичич Д. имел оконченный срок действия 26 марта 2017 года.
С таким решением мирового судьи и вышестоящих судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Частью 3 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ от 25.07.2002 года определено, что вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия, имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Из материалов дела усматривается, что гражданин Республики Сербия Груйичич Д. имеет вид на жительство в Российской Федерации ... от 05.05.2012, действительным до 26.03.2017 (л.д. 15).
Между тем 16 января 2017 года Груйичич Д. подал заявление о продлении срока действия вида на жительство в Российской Федерации.
Согласно ответа заместителя начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции (Центральный) район) УВД по г. Сочи К. в отношении гражданина Республики Сербия Груйичич Д. принято положительное решение о продлении ему вида на жительство в Российской Федерации (номер решения 152476 от 02.03.2017 года) (л.д. 46).
Вместе с тем в ходе рассмотрения жалоб на постановление о назначении административного наказания, судебными инстанциями вопрос о продлении гражданину Республики Сербия Груйичич Д. вида на жительство в Российской Федерации, разрешен не был.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку материалами дела подтверждается факт продления, имеющегося у Груйичич Д. вида на жительство, вывод судебных инстанций о нарушении гражданином Республики Сербия Груйичич Д. установленного режима Государственной границы Российской Федерации, является ошибочным.
Таким образом, в действиях Груйичич Д. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 апреля 2017 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2017 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 3 июля 2017 года, вынесенные в отношении Груйичич Драгана по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу защитника Меркушиной Н.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 апреля 2017 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2017 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 3 июля 2017 года, вынесенные в отношении Груйичич Драгана по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 8 февраля 2018 г. N 18-АД18-4
Текст постановления официально опубликован не был