Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 января 2018 г. N 11-АПГ17-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" об оспаривании постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 8 декабря 2016 г. N 3-4/э "О корректировке на 2017 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 5 декабря 2014 года N 3-9/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2015-2019 годы" по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя акционерного общества "Оборонэнерго" по доверенности Голованова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по доверенности Валиуллина Б.И., представителя открытого акционерного общества "Сетевая компания" Кустадинчева М.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - Госкомитет, регулирующий орган) от 8 декабря 2016 г. N 3-4/э (далее - Постановление N 3-4/э) произведена корректировка на 2017 г. долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан.
Пунктом 9 приложения 1 к названному нормативному правовому акту в действующей редакции установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между филиалом акционерного общества "Оборонэнерго" "Волго-Вятский" (далее - филиал "Волго-Вятский" АО "Оборонэнерго") и открытым акционерным обществом "Сетевая компания" (далее - ОАО "Сетевая компания").
АО "Оборонэнерго" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления N 3-4/э, ссылаясь на экономическую необоснованность установленных тарифов.
Административный истец полагает, что регулирующий орган при корректировке названных тарифов необоснованно не включил в необходимую валовую выручку (далее также - НВВ) указанного филиала общества на 2017 г. выпадающие доходы за 2015 г., образовавшиеся в результате разницы между фактической и плановой выручкой от передачи электрической энергии по сетям общества в 2015 г. и превышения фактических расходов на оплату труда, отчисления на социальные нужды, содержание управления филиала над плановыми значениями данных затрат.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Оборонэнерго" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Общество полагает противоречащими нормам материального права выводы суда о правомерности произведенной корректировки в оспариваемом размере.
Госкомитет и ОАО "Сетевая компания" представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания). Названные акты применяются в редакции, действующей на дату принятия Постановления N 3-4/э.
Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Как установлено судом первой инстанции, Постановление N 3-4/э принято уполномоченным органом (пункты 1.1, 4.1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 г. N 468) и размещено 20 декабря 2016 г. на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (http://pravo.tatarstan.ru) в соответствии с пунктом 3.2.2 Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 г. N 426.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (пункт 63 Основ ценообразования).
Деятельность филиала "Волго-Вятский" по передаче электрической энергии регулируется методом индексации необходимой валовой выручки (пункты 3, 40 Основ ценообразования), установленной на 2015-2019 гг.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением названного метода, рассчитываются на основании долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов.
К долгосрочным параметрам относится базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами на первый год долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования). Планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в Методических указаниях, и величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации определяются перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования, которая подлежит ежегодной корректировке в соответствии с Методическими указаниями.
При корректировке необходимой валовой выручки учитываются расходы соответствующего года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленные по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки НВВ. При этом корректировка подконтрольных расходов производится в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов. Корректировка неподконтрольных расходов принимается в размере разницы между фактическими и плановыми значениями указанного параметра, определяемой по итогам деятельности последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования. Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию рассчитывается по формуле, в которой учитывается разница между прогнозным и фактическим объемом отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за два года долгосрочного периода регулирования, до года, на который проводится корректировка.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Как следует из выписки из протокола заседания Согласительной комиссии Госкомитета от 15 ноября 2016 г. N 31-с, особого мнения к заседанию Правления регулирующего органа, направленного филиалом "Волго-Вятский", затраты на оплату труда, на выплаты социального характера, на содержание аппарата управления общество считает подлежащими включению в НВВ 2017 г. как неучтенные экономически обоснованные расходы, выявленные по результатам деятельности названного филиала в 2015 г. Между тем данные расходы фактически понесены обществом в размере, который оценивался регулирующим органом при установлении базового уровня операционных расходов на 2015 г., и был признан экономически необоснованным. Плановые затраты по данным статьям расходов на 2015 г. установлены филиалу "Волго-Вятский" в меньшем размере, при этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что базовый уровень подконтрольных расходов в части данных статей затрат был оспорен и признан экономически необоснованным. Суд первой инстанции дал оценку расчетам Госкомитета базового уровня названных подконтрольных расходов и признал их обоснованными. Превышение фактически понесенными расходами их планового размера само по себе не подтверждает экономическую обоснованность таких расходов. Таким образом, названные подконтрольные расходы общества, фактически понесенные в 2015 г., не могут быть отнесены, по смыслу пункта 7 Основ ценообразования, к выявленным экономически обоснованным расходам, не учтенным при установлении регулируемых цен (тарифов), поскольку данные затраты оценивались при установлении базового уровня подконтрольных расходов и не были приняты регулирующим органом.
Следовательно, следует согласиться с суждением суда о правомерном расчете Госкомитетом скорректированного размера расходов на оплату труда исходя из численности работников общества и среднемесячной оплаты труда, принятых при определении базового уровня расходов по данной статье затрат с применением индекса потребительских цен на соответствующий год. Также обоснованными являются выводы суда в отношении расчета регулирующим органом расходов на отчисления во внебюджетные фонды, которые производны от суммы расходов на оплату труда.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что Госкомитет не учел выпадающие доходы общества за 2015 г., обусловленные снижением полезного отпуска электрической энергии потребителям, т.е. по причинам, не зависящим от общества. Как усматривается из материалов дела, регулирующий орган при корректировке исходил из представленных обществом сведений об объеме полезного отпуска на 2015 г., следовательно, данные причины не носят непредвидимый для АО "Оборонэнерго" характер. Доказательств того, что снижение произошло по не зависящим от общества причинам, административным истцом не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 января 2018 г. N 11-АПГ17-27
Текст определения официально опубликован не был