Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" Верховным Судом Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается наравне с уголовной ответственностью за надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации, предусмотренной действующей статьей 329 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), установить ответственность за надругательство над гербом или флагом субъекта Российской Федерации.
Законодательная инициатива, как это следует из пояснительной записки, направлена на пресечение проявления межрегиональной вражды и розни, выраженной в оскорблении флага или герба любого из субъектов Российской Федерации.
В связи с этим следует обратить внимание на то, что преступное деяние, сформулированное в статье 329 УК РФ, - это преступление против порядка управления, непосредственным объектом которого является авторитет и достоинство Российской Федерации. В то время как общественные отношения, основанные на конституционном запрете пропаганды или агитации, возбуждающих национальную, расовую, религиозную или социальную ненависть или вражду, а также дискриминации и унижения людей по политическим, этническим, социальным и иным признакам, ни непосредственным, ни родовым объектом уголовно-правовой охраны указанной нормы не выступают.
В том случае, если надругательство над гербом или флагом субъекта Российской Федерации направлено на возбуждение ненависти либо вражды по признакам национальности, происхождения, принадлежности к какой-либо социальной группе и совершено публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", то содеянное подпадает под признаки преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ.
При таких обстоятельствах представляется, что обеспечение защиты межрегиональных отношений от умышленных деяний, направленных на возбуждение вражды и розни и выраженных, в частности, в оскорблении флага или герба субъекта Российской Федерации, возможно без внесения изменений в статью 329 УК РФ, в рамках действующего уголовно-правового регулирования.
В свою очередь предложение о введении уголовной ответственности за надругательство над гербом или флагом субъекта Российской Федерации в целях формирования уважительного отношения к этим символам нуждается в дополнительном обосновании с учетом следующего.
Одним из критериев криминализации деяния является его общественная опасность. Уголовный закон в силу своей правовой природы является крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство осуществляет реагирование на факты противоправного поведения, зачастую путем существенного ограничения прав и свобод человека и гражданина, что требует особо взвешенного подхода в вопросах уголовного нормотворчества. К мерам уголовно-правовой охраны следует прибегать, когда неприменимы или исчерпаны все иные средства защиты. На это обстоятельство неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от 10 июля 2003 г. N 270-0, Постановление от 27 мая 2008 г. N 8-П).
При подготовке законопроекта также не учтено, что в ряде субъектов Российской Федерации (например, в Республиках Татарстан, Саха (Якутия), Алтайском крае, Томской области, городах Москва, Санкт-Петербург) за надругательство над символами субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.
Обращаем также внимание на то, что законопроекты аналогичного содержания в Верховном Суде Российской Федерации ранее уже рассматривались и не были поддержаны. Впоследствии Советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации указанные законопроекты были сняты с рассмотрения.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.