Представление Счетной палаты РФ от 17 июля 2014 г. N ПР 13-200/13-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год проведено контрольное мероприятие "Проверка отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, в которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта" в Правительстве Республики Тыва и других исполнительных органах Республики Тыва (выборочно), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации:
пункта 3 статьи 130 - Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва установлены расходные обязательства за счет средств республиканского бюджета на сумму 92 618,9 тыс. рублей, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
пункта 1 статьи 179.4 - Министерством дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва за счет средств дорожного фонда произведены расходы в сумме 24 107,9 тыс. рублей на уплату налога на имущество организаций в отношении региональных автодорог общего пользования;
пунктов 2 и 3 статьи 179 (в редакции, действующей до 8 мая 2013 года) - 16 долгосрочных целевых программ утверждены Правительством Республики Тыва после принятия закона о республиканском бюджете, паспортные назначения на реализацию 25 долгосрочных целевых программ не приведены в соответствие с законодательно утвержденными бюджетными назначениями, не проводилась оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ.
2. Министерствами строительства и модернизации коммунального хозяйства и дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва ненадлежащим образом исполнялись полномочия по обеспечению результативности использования бюджетных средств, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на общую сумму 616 100,9 тыс. рублей, в том числе:
606 313,4 тыс. рублей - на строительство незавершенных в установленный срок 2 учреждений здравоохранения, 6 дорожных объектов, 13 жилых помещений для детей-сирот;
9 787,5 тыс. рублей - на разработку невостребованной проектно-сметной документации.
3. Полностью оплачено, но не введено в эксплуатацию медицинское оборудование на общую сумму 120 765,5 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании имущества.
4. Низкие исполнительская дисциплина и профессиональная квалификация привели к системным нарушениями положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части строительства и реконструкции объектов в отсутствие утвержденной проектной документации, разрешений на строительство и правоустанавливающих документов на землю (статьи 48 и 51), проведения их консервации и ведения общих и специальных журналов учета выполнения работ (статья 52); выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию в отсутствии актов приемки и документов, подтверждающих соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов (статья 55), эксплуатации без разрешительной документации (статья 55.24).
5. В нарушение статей 13 и 14 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиции на общую сумму 905 807,4 тыс. рублей предоставлялись без соблюдения условий их финансирования в рамках соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; порядки проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета, на предмет эффективности использования направляемых средств и достоверности их сметной стоимости не разрабатывались.
6. В нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при исполнении государственных контрактов изменялись существенные условия в части переноса срока завершения работ на более поздний период.
7. В нарушение статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на 9 завершенных строительством объектов с общим объемом затрат в сумме 797 823,0 тыс. рублей, числящихся в составе незавершенного строительства государственных заказчиков, не зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации; не зарегистрировано право собственности Республики Тыва на 49 автомобильных дорог общего пользования регионального значения балансовой стоимостью 2 184 460,8 тыс. рублей.
8. Правительством Республики Тыва не выполняются требования пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Из 314 граждан, исключенных из списка детей-сирот в связи с принятием решения о предоставлении жилья, в 2013 году фактически не обеспечен жилыми помещениями ни один человек.
Из 314 жилых помещений построено 295, которые в результате отсутствия положительного решения по технологическому присоединению к электрическим сетям, не введены в эксплуатацию.
При этом в Минобрнауки России представлена недостоверная статистическая информации в части обеспечения в 2013 году жилыми помещениями детей-сирот в количестве 314 человек.
9. В нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва за счет средств республиканского бюджета на общую сумму 88 156,0 тыс. рублей увеличены уставные фонды 6 государственных унитарных предприятий.
10. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, условий госконтрактов в части 30% авансирования или их оплаты по окончании приема товара и его ввода в эксплуатацию, по 6 государственным контрактам произведено 100% авансирование на сумму 173 126,4 тыс. рублей.
11. В нарушение пункта 1.9 Порядка предоставления субсидий муниципальным образованиям из дорожного фонда республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 14 августа 2012 г. N 457, Миндортрансом РТ в соглашениях на предоставление субсидий муниципальным образованиям не предусмотрен уровень финансирования за счет средств местных бюджетов в сумме 8 412,7 тыс. рублей.
12. Оплата выполненных по государственным контрактам работ, услуг и поставок осуществляется в первоочередном порядке за счет средств федерального бюджета с целью их своевременного освоения, что привело к несоблюдению уровня софинансирования, установленного соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, на сумму 53 881,1 тыс. рублей.
13. В условиях недостатка медицинских учреждений, из которых 59% требуют реконструкции и капитального ремонта, 12% находятся в аварийном состоянии, Правительством Республики Тыва не решен вопрос по завершению строительства терапевтического корпуса и вводу в эксплуатацию пристройки к перинатальному центру в городе Кызыле.
Отсутствие надлежащей подготовки к реализации проектов модернизации здравоохранения приводит к простою дорогостоящего оборудования.
14. Низкий уровень освоения бюджетных средств свидетельствует о недостаточных темпах строительства объектов к празднованию 100-летия единения России и Тувы и основания города Кызыла, что может привести к срыву выполнения отдельных мероприятий в установленный срок.
В федеральные органы исполнительной власти Министерством строительства и коммунального хозяйства Республики Тыва предоставлена недостоверная информация в части ввода 3 объектов в эксплуатацию в декабре 2013 года, отражения полного освоения бюджетных средств при наличии дебиторской задолженности.
15. Из 9 объектов, строительство и сейсмоусиление которых предусматривалось провести в 2012 - 2013 годах, работы завершены на 1 объекте, что может свидетельствовать о недостаточном ресурсном обеспечении программы сейсмоусиления, нереалистичности сроков ее реализации и отсутствии должного контроля со стороны Правительства Республики Тыва за выполнением мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизни населения.
16. Из 776 объектов, подлежащих восстановлению за счет средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, на 218 объектах работы не начаты. Средства федерального бюджета выделялись для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий землетрясений. Недостаточность средств, выделенных из республиканского бюджета для выполнения полного объема работ, привело к корректировке сметных расчетов под фактически полученные средства федерального бюджета и исключению ряда видов работ, что нарушило технологическую последовательность восстановления объектов, снизило качество их выполнения.
17. Министерством строительства и коммунального хозяйства Республики Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме для выполнения работ 1 этапа реконструкции объекта в техническое задание была включена поставка скульптур, изготовляемых членом Союза художников Российской Федерации Д.Б. Намдаковым, на общую сумму 162 000,0 тыс. рублей, что может свидетельствовать о нарушении части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ограничения конкуренции.
18. При проведении ГУП "Чаданское ДРСУ" аварийно-восстановительных работ на участках автомобильных дорог "Кызыл - Станция Тайга" и "Абакан-Ак-Довурак" установлено отклонение фактически выполненных объемов работ от принятых и оплаченных в соответствии с актами о приемке на сумму 32 154,8 тыс. рублей.
19. В результате дефицита тепловой энергии в городе Кызыле, единственным источником которой является Кызыльская ТЭЦ, отсутствия альтернативных источников питания и системы перераспределения мощностей существует высокий риск несвоевременного ввода в эксплуатацию и использованию по целевому назначению 29 объектов жилищного фонда, образования, здравоохранения, культуры и социального назначения общей сметной стоимостью 14 659 672,4 тыс. рублей, строительство которых планируется закончить в 2014 - 2015 годах.
20. Не выполняет свою задачу по активизации предпринимательской активности в Республике Тыва бизнес-инкубатор, созданный в 2008 году. Затраты на его функционирование составили 34 912,6 тыс. рублей, содержание согласно договору с Минэкономразвития России по его функционированию до 2018 года составит 25 000,0 тыс. рублей (расчетно).
21. При потребности в средствах федерального бюджета в сумме 7 305,1 тыс. рублей на обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ (вдовы) и 365 000,0 тыс. рублей - граждан из числа инвалидов, ветеранов боевых действий, инвалидов по общему заболеванию, семей, имеющих детей-инвалидов, на 2014 год субвенции предусмотрены в размере 1 084,9 тыс. рублей и 13 715,9 тыс. рублей соответственно.
Сохранение сложившегося уровня финансирования не позволит в полном объеме обеспечить жильем указанные категории граждан.
22. Фондом ЖКХ приостановлено предоставление финансовой поддержки Республике Тыва в связи с невыполнением условий, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства":
части 1 статьи 14 - в части принятия долгосрочной целевой программы по капитальному ремонту общего имущества МКД;
частью 11 статьи 16 - в части завершения в установленные сроки программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2011 год.
В результате возврата неиспользованных средств Фонда ЖКХ в размере 28 000,0 тыс. рублей потери республиканского бюджета составили 28 000,0 тыс. рублей.
23. В 2013 году Республикой Тыва не достигнуты целевые показатели, установленные соглашением с Минобрнауки России на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, в части ввода в эксплуатацию дошкольных образовательных учреждений, что свидетельствует о неудовлетворительном исполнении мероприятий по строительству, реконструкции, возврату и приобретению зданий дошкольных учреждений, а также недостаточном контроле со стороны Правительства Республики Тыва за их выполнением.
В результате по состоянию на 1 января 2014 г. в Республике Тыва охвачены дошкольным образованием 3137 детей, или 19,3% общей численность детей в возрасте от 1 до 3 лет (16193 человек).
24. Выявлены нарушения условий соглашений, заключенных Правительством Республики Тыва с федеральными органами исполнительной власти, в части выполнения условий о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета:
с Минкультуры России в части завершения в установленный срок реконструкции зданий Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва им. В. Кок-оола, Дома народного творчества;
с Минобрнауки России в части реконструкции Тувинского института гуманитарных исследований;
с Минздравом России в части обеспечения подготовки помещений для оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и больным с туберкулезом;
с Минрегионом России в части завершения в установленный срок строительства спортивного зала в селе Кунгуртуг.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" предлагается следующее:
1) обеспечить регистрацию права собственности Республики Тыва на объекты, завершенные строительством, которые не переданы правообладателю и эксплуатируются без оформления вещных прав, на автомобильные дороги общего пользования регионального значения;
2) разработать комплекс мер, направленных на:
завершение строительства учреждений здравоохранения, дошкольного образования, дорожных объектов, жилых помещений для детей-сирот; строительства и реконструкции объектов к празднованию 100-летия единения России и Тувы и основания города Кызыла; строительства и сейсмоусиление жилых домов, школ и детского сада;
введение в эксплуатацию медицинского оборудования, закупленного для учреждений здравоохранения Республики Тыва;
обеспечение консервации объектов незавершенного строительства;
3) разработать:
порядки проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств областного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых средств и достоверности их сметной стоимости;
долгосрочную целевую программу по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;
4) рассмотреть вопрос о персональной ответственности должностных лиц, допустивших установленные проверкой нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 4 июля 2014 г. N 34К (980).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 17 июля 2014 г. N ПР 13-200/13-02
Текст представления официально опубликован не был