Письмо Минфина России от 19 января 2018 г. N 02-01-06/3674
Департамент бюджетной методологии и финансовой отечности в государственном секторе рассмотрел обращение, содержащее предложения по контролю за формированием бюджета городского округа города, и сообщает следующее.
В отношении муниципального уровня статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 35 Закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Региональные и муниципальные органы власти обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации и сетевого издания для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, иной официальной информации.
Согласно статье 28 Закона N 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
На публичные слушания в обязательном порядке наряду с другими вопросами на рассмотрение выносятся проект местного бюджета и отчет о его исполнении.
Дополнительно сообщаем, что в целях реализации пункта 9 Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах" о необходимости регулярной публикации (размещении в сети Интернет) на всех уровнях управления брошюр "Бюджет для граждан", начиная с 2013 года Минфином России, в том числе реализуются следующие направления работ.
Ежегодно осуществляется опубликование основных положений проекта федерального закона о бюджете (федерального закона о федеральном бюджете) на очередной финансовый год и на плановый период в формате "Бюджет для граждан".
Целью "Бюджета для граждан" является информирование населения о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств в доступном и понятном широкому кругу граждан формате.
Наряду с этим Минфином России проводится работа по методологическому сопровождению публикации "Бюджетов для граждан" регионального и муниципального уровней в соответствии с методическими рекомендациями по предоставлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденных приказом Минфина России от 22 сентября 2015 г. N 145н.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных методических рекомендаций Бюджет для граждан рекомендуется использовать в ходе проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и годовому отчету о его исполнении.
Кроме того, Минфином России на ежегодной основе проводится комплексный анализ деятельности субъектов Российской Федерации по повышению прозрачности бюджетов и бюджетного процесса. По сравнению с 2013 годом количество регионов, подготовивших "Бюджеты для граждан" либо в формате брошюр и презентационных материалов, либо разработавших соответствующие информационные порталы, возросло с 46 до 85. Результаты работы по повышению открытости и доступности бюджетных данных нашли отражение в подготовленном Докладе о лучшей практике развития "Бюджета для граждан" в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Вышеуказанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в сети Интернет (www.minfin.ru) в разделе "Деятельность" - "Реформы" - "Бюджетная реформа" - "Бюджет для граждан".
Таким образом, в последние годы в целях расширения границ общественного контроля за использованием финансовых ресурсов государства и местного самоуправления пополняется состав имеющейся в открытом доступе информации о бюджете и бюджетном процессе, в том числе в доступной и понятной широкому кругу граждан форме.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.