Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 января 2018 г. N 200-П17ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Нечаева В.И., Петровой Т.А., Рудакова С.В., Свириденко О.М., Харламова А.С., Хомчика В.В., -
при секретаре Кепель С.В.,
с участием переводчика С.
рассмотрел дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Карапетяна С.А. на постановление судьи Московского областного суда от 16 марта 2017 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2017 г. в отношении Жалалова Сарвара Саида угли.
Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 8 августа 2016 г. удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче Жалалова Сарвара Саида угли, ... правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан (за участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях).
Постановлением судьи Московского областного суда от 16 сентября 2016 г. жалоба адвоката Широкова Т.В. на указанное постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в отношении Жалалова Сарвара Саида угли оставлена без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 г. постановление судьи Московского областного суда от 16 сентября 2016 г. в отношении Жалалова Сарвара Саида угли отменено, дело направлено на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда.
Постановлением судьи Московского областного суда от 16 марта 2017 г. постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 8 августа 2016 г. о выдаче Жалалова Сарвара Саида угли для уголовного преследования правоохранительным органам Республики Узбекистан отменено. Также отменена мера пресечения в отношении Жалалова Сарвара Саида угли в виде заключения под стражу, он из-под стражи освобожден в зале суда.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2017 г. постановление судьи Московского областного суда от 16 марта 2017 г. в отношении Жалалова Сарвара Саида угли оставлено без изменения.
В надзорном представлении поставлен вопрос об отмене постановления судьи Московского областного суда от 16 марта 2017 г. и апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2017 г. в отношении Жалалова Сарвара Саида угли и передаче дела на новое судебное рассмотрение.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хлебникова Н.Л., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы надзорного представления, послужившие основанием передачи надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Коржинека Л.Г., адвоката Широкова Т.В., а также Жалалова С.С.у., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
правоохранительными органами Республики Узбекистан Жалалов С.С.у. обвиняется в том, что в июне 2012 г. в г. Москве Российской Федерации вступил в ряды и совместно с С., Д., Ж., А. и другим неустановленным лицом активно участвовал в деятельности запрещенной религиозно-экстремистской организации "Исламское движение Туркестана" (она же "Исламская партия Туркестана" - далее террористическая организация). Жалалов С.С.у. создал из числа граждан Республики Узбекистан религиозную группу "жамаат", являющуюся одной из ячеек террористической организации, и до мая 2015 г. в г. Москве организовывал собрания, на которых публично призывал граждан Республики Узбекистан, прибывших в Российскую Федерацию на заработки, к борьбе против существующего конституционного строя и захвату власти в Республике Узбекистан, вербовал граждан Республики Узбекистан к выезду в Исламскую Республику Афганистан и Исламскую Республику Пакистан для обучения в специальных диверсионно-террористических лагерях в целях совершения "джихада" и осуществления террористических актов, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан (участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях).
8 июня 2015 г. следователем СО Чирчикского ГОВД Ташкентской области Республики Узбекистан был объявлен розыск Жалалова Сарвара Саида угли.
9 июня 2015 г. судом г. Чирчика Ташкентской области Республики Узбекистан в отношении Жалалова Сарвара Саида угли была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
11 ноября 2015 г. Жалалов Сарвар Саид угли был задержан в г. Балашихе Московской области.
4 декабря 2015 г. заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с запросом о выдаче Жалалова Сарвара Саида угли для уголовного преследования по ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан, предусматривающей уголовную ответственность за создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях.
Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 8 августа 2016 г. удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче Жалалова Сарвара Саида угли для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан (за участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях).
Постановлением судьи Московского областного суда от 16 марта 2017 г. указанное постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации признано незаконным и отменено. Мера пресечения в отношении Жалалова Сарвара Саида угли отменена, он из-под стражи освобожден.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2017 г. постановление судьи оставлено без изменения.
В надзорном представлении указано, что выводы в судебных решениях относительно преследования Жалалова С.С.у. по политическим или религиозным мотивам, а также о том, что существует риск применения к нему пыток и (или) иного жестокого обращения, являются необоснованными. Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан представлены письменные гарантии об осуществлении его уголовного преследования в строгом соответствии с национальным законодательством, согласно которому правосудие по уголовным делам основано на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, и никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему честь и достоинство человека обращению. При необходимости выданному лицу будет предоставлена медицинская помощь и лечение, а также обеспечено право на защиту. Уголовное преследование не имеет политических мотивов и не будет носить дискриминационного характера. В качестве дополнительных гарантий сделаны заверения в том, что Узбекистан обеспечит российским дипломатическим представительствам возможность посещения Жалалова по месту его содержания под стражей. Указанный механизм проведения проверок Российской Федерацией соблюдения прав ряда лиц, выданных по запросу в это государство для уголовного преследования за преступления экстремистской и террористической направленности, разработан и действует. Ранее имевшие место некоторые затруднения, связанные с получением разрешения на встречу с указанными лицами, взаимно разрешаются и не ставят в целом под сомнение исполнение запрашивающей стороной своих обязательств. В настоящее время нет никаких оснований подвергать сомнению надежность таких гарантий. Оценка общей ситуации, касающейся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, которая ранее была дана международными внедоговорными и договорными органами, с течением времени изменилась. Республика Узбекистан является участником многих международных соглашений и договоров о соблюдении прав человека, в том числе Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, и несет в этой связи взаимные международные обязательства. В Республике Узбекистан отменена смертная казнь. 7-10 марта 2017 г. на заседании Комитета министров Совета Европы, осуществляющего надзор за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека (далее Европейский Суд), принято решение, в котором положительно отмечены предпринятые Генеральной прокуратурой Российской Федерации во взаимодействии с МИДом России меры по проверке соблюдения прав лиц, выданных для привлечения к уголовной ответственности в Республику Узбекистан. В соответствии с правовой позицией Европейского Суда ссылка на общую проблему относительно прав человека в конкретной стране не может сама по себе служить основанием для отказа в выдаче. До настоящего времени полного запрета на выдачу лиц в Узбекистан нет. Согласно объяснениям Жалалова С.С.у. в ходе экстрадиционной проверки, он длительное время проживал в Узбекистане, а родители проживают там и в настоящее время. Ни он, ни его родственники не подвергались каким-либо притеснениям.
После того как покинул Узбекистан, он не ходатайствовал о предоставлении статуса беженца и не просил политического убежища, не заявлял о возможном его преследовании или жестоком обращении на родине до тех пор, пока не был арестован в Российской Федерации.
С. и А. которые указаны в запросе о выдаче и в постановлении о привлечении Жалалова к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого по ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан, были осуждены по приговору Чирчикского городского суда по уголовным делам Ташкентской области Республики Узбекистан от 8 октября 2015 г. по тому же обвинению. Данных о применении в отношении этих лиц пыток или иного жестокого обращения не имеется.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит надзорное представление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.
Согласно ч. 1 ст. 462 УПК РФ, Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
В соответствии с положениями ст. 464 УПК РФ выдача лица не допускается, если: лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации; лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям; в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу; в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию; имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации; деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.
В выдаче лица может быть отказано, если: деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории; за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче; уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.
Как усматривается из постановления от 16 марта 2017 г., судья областного суда усмотрел препятствия для выдачи Жалалова в том, что он относится к особо уязвимой группе лиц, подвергающихся в Республике Узбекистан повышенному риску жестокого обращения, и усомнился в надежности гарантий, предоставленных запрашивающей стороной, посчитав их недостаточными для обеспечения защиты Жалалова.
С этим выводом судьи согласился суд апелляционной инстанции, которым указанное постановление о признании решения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о выдаче Жалалова незаконным и его отмене было оставлено без изменения.
Вместе с тем указанные выводы сделаны без надлежащей оценки имеющихся в деле и других данных, что повлияло на правильность разрешения настоящего дела по существу.
Оценивая общую ситуацию относительно соблюдения прав человека в запрашивающем государстве, судья в постановлении сослался на Заключительные замечания по четвертому периодическому докладу Узбекистана, принятые Комитетом ООН против пыток 10 декабря 2013 г., а также ряд решений Европейского Суда по правам человека (в частности, постановления "Э. против Российской Федерации" от 7 ноября 2013 г., "М. против Российской Федерации" от 23 октября 2014 г., "Х. против Российской Федерации" от 26 февраля 2015 г.), из которых, по его мнению, следует, что использование пыток и жестокого обращения в Узбекистане со стороны сотрудников правоохранительных органов в отношении помещенных под стражу лиц остается широко распространенной и стойкой проблемой.
Между тем оценка общей ситуации, касающейся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, которая была дана международными внедоговорными и договорными органами, с течением времени может меняться (на это обращено внимание судов, в частности, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 11 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41, от 03.03.2015 N 9) "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания").
Согласно исследованиям международной организации Хьюман Райте Вотч властями Узбекистана в 2016-2017 годах был предпринят ряд позитивных шагов по улучшению ситуации с правами человека. 2017 год объявлен в Республике Узбекистан Годом диалога с народом и интересов человека. Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в которой содержатся и такие положения, как усиление защищенности уязвимых сегментов населения, совершенствование законодательства, направленного на повышение независимости судов.
В мае 2017 г. Республику Узбекистан впервые посетил верховный комиссар ООН по правам человека, которым в опубликованных по итогам визита заявлениях было отмечено, что последние четыре года в Узбекистане происходил постепенный прогресс в сфере соблюдения прав человека. При этом была отдельно отмечена принятая Стратегия действий и высоко оценены усилия властей, направленные на соблюдение Узбекистаном международных обязательств в области прав человека.
Как обоснованно отмечается в надзорном представлении, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан представлены письменные гарантии об осуществлении уголовного преследования Жалалова в строгом соответствии с национальным законодательством, согласно которому, в частности, никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему честь и достоинство человека обращению, обвиняемому и подсудимому обеспечивается право на защиту.
В запросе о выдаче Жалалова для привлечения к уголовной ответственности по 4.1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан также указано, что в соответствии со статьей 66 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Жалалов не будет без согласия Российской Федерации выдан третьему государству, привлечен к уголовной ответственности, подвергнут наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое он не был выдан, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию Республики Узбекистан.
В качестве дополнительных гарантий запрашивающим государством сделаны заверения в том, что Узбекистан в случае выдачи Жалалова правоохранительным органам Республики Узбекистан и его заключения под стражу обеспечит российским дипломатическим представительствам возможность посещения по месту содержания его под стражей.
Указанный механизм проведения проверок Российской Федерацией соблюдения прав ряда лиц, выданных по запросу в это государство для уголовного преследования за преступления экстремистской и террористической направленности, разработан и действует.
Вывод в постановлении судьи о том, что узбекская сторона не в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства по обеспечению доступа российских дипломатов к лицам, выданным в Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности за преступления террористической направленности, сделан без учета того, что ранее имевшие место некоторые затруднения, связанные с получением разрешения на встречу с указанными лицами, в ряде случаев были взаимно разрешены и не ставят в целом под сомнение исполнение запрашивающей стороной своих обязательств.
Как следует из ответа Министерства иностранных дел Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. дипломатами посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан в 2015 году были посещены ранее экстрадированные из России в Республику Узбекистан граждане этой страны (М., Э. и др.) для привлечения их к уголовной ответственности, при этом указанные лица каких-либо претензий не высказывали, условия их содержания соответствуют нормам уголовно-исполнительного законодательства Республики Узбекистан.
Комитетом министров Совета Европы (на заседании 7-10 марта 2017 г.), осуществляющим надзор за исполнением постановлений Европейского Суда, был учтен позитивный опыт предпринимаемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации во взаимодействии с МИДом России мер по проверке соблюдения прав лиц, выданных для привлечения к уголовной ответственности в Республику Узбекистан.
В силу ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия угрозы применения к выдаваемому лицу пыток, суду необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или отсутствии серьезных оснований предполагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
Соответственно, вопрос о том, не изменилась ли с течением времени общая ситуация, касающаяся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, оценка которой ранее была дана международными внедоговорными и договорными органами, имеет существенное значение для правильного разрешения настоящего дела.
Однако в судебных решениях эти обстоятельства не были приняты во внимание.
Кроме того, судьей не учтено, что до настоящего времени полного запрета на выдачу лиц в Узбекистан нет. В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека сама по себе ссылка на общую проблему относительно прав человека в конкретной стране не может служить основанием для отказа в выдаче.
Республика Узбекистан является участником многих международных соглашений и договоров о соблюдении прав человека, в том числе Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, и несет в этой связи взаимные международные обязательства.
Согласно объяснениям Жалалова в ходе экстрадиционной проверки, он длительное время проживал в Узбекистане, а его родители проживают там и в настоящее время. Ни сам он, ни его родственники не подвергались каким-либо притеснениям. Он также не ходатайствовал о предоставлении статуса беженца и не просил политического убежища, не заявлял о возможном его преследовании или жестоком обращении на родине до тех пор, пока не был арестован в Российской Федерации.
Все эти обстоятельства не были учтены при вынесении судьей постановления о признании незаконным и отмене решения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о выдаче Жалалова правоохранительным органам Республики Узбекистан.
Таким образом, постановление судьи Московского областного суда от 16 марта 2017 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2017 г. в отношении Жалалова не могут быть признаны законными и обоснованными, и в соответствии с ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ подлежат отмене с передачей дела на новое судебное рассмотрение.
На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 412.10, п. 3 ч. 1 ст. 412.11 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Московского областного суда от 16 марта 2017 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2017 г. в отношении Жалалова Сарвара Саида угли отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд иным составом суда.
Председательствующий |
Серков П.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 января 2018 г. N 200-П17ПР
Текст постановления официально опубликован не был