Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2018 г. N 26-КГ17-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Юрьева И.М.,
судей Горохова Б.А., Рыженкова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Точиева Али Халитовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о восстановлении в очереди и постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Шараева М.Г. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 31 января 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Курсаева А.В. и Морозова Р.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения истца Точиева А.Х. и его представителей - адвоката Ахильгова К.С. и Татаевой Н.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Точиев А.Х. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности восстановить его в очереди и поставить на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия с учётом даты предыдущей постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищный условий с 12 июля 1993 года.
В обосновании исковых требований указал на то, что с 1983 года проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях, в 2015 году уволен со службы в связи с выходом на пенсию.
На основании рапорта от 12 июля 1993 года Точиев А.Х. поставлен на учёт по месту службы, как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий, а затем был исключён из списка по неизвестным ему причинам.
В связи с обращением Точиева А.Х. в Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия с рапортом от 11 ноября 2011 года по вопросу исключения его из списка очередников, письмом от 5 сентября 2012 года ему сообщено о том, что протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия от 15 декабря 2011 года N 38 он восстановлен в очереди на получение жилья, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 12 июля 1993 года.
12 февраля 2015 года сославшись на указанный протокол жилищно-бытовой комиссии, Точиев А.Х. обратился в Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия с просьбой включить его и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством". Письмом от 1 декабря 2016 года Точиеву А.Х. сообщено о невозможности принятия по его заявлению объективного решения в связи с отсутствием протокола от 15 декабря 2011 года N 38 о восстановлении его в списке очередников. Истец полагает, что действиями ответчика нарушены его жилищные права, предусмотренные действующим законодательством.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 31 января 2017 года исковые требования Точиева А.Х. удовлетворены. На Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия возложена обязанность поставить Точиева А.Х. на учёт нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий в жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия с учётом предыдущей постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищный условий с 12 июля 1993 года, с восстановлением его в соответствующей очереди.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 апреля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия поставлен вопрос о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 9 ноября 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке с вынесением определения о приостановлении исполнения решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 31 января 2017 года до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 19 января 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Точиев А.Х. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия с 1983 года на различных должностях.
В 2015 году приказом Министерства внутренних дел Республики Ингушетия истец уволен из органов внутренних дел в связи с выходом на пенсию.
12 июля 1993 года Точиев А.Х. обращался с рапортом на имя начальника Малгобекского ГОВД о постановке его на учёт нуждающегося в улучшении жилищных условий. На указанном рапорте имеется резолюция начальника отдела с просьбой удовлетворить заявление (л.д. 11).
Из сообщения Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия от 5 сентября 2012 года N 5/651 следует, что Точиев А.Х. восстановлен в очереди на получение жилья с 12 июля 1993 года согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии от 15 декабря 2011 года N 38 (л.д. 10).
11 февраля 2015 года Точиев А.Х. обратился в Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия с рапортом о включении его и членов его семьи в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Письмом Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия от 1 декабря 2016 года N 5/887 Точиеву А.Х. сообщено, что принять объективное решение по его заявлению не представляется возможным, ввиду отсутствия в архиве жилищно-бытовой комиссии протокола от 15 декабря 2011 года N 38.
Разрешая спор по существу, суд посчитав установленным тот факт, что истец состоял в очереди на получение жилья с 12 июля 1993 года, что вопрос жилищного обустройства истца по настоящее время не разрешён, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учёту лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утверждённым приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2003 года N 345 предусмотрено, что постановка на учёт сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России.
Согласно положениям Инструкции "О порядке учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений", утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 марта 2003 года N 169, для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в жилищно-бытовую комиссию (далее ЖБК) подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.
В необходимых случаях к рапорту (заявлению) также прилагаются справки (заключения) из учреждений здравоохранения, бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
ЖБК подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения.
Если к представленному протоколу необходимые документы в полном объеме не приложены, Хозяйственное управление возвращает его в соответствующую ЖБК подразделения с указанием конкретных причин возврата.
Протоколы ЖБК подразделений рассматриваются на заседании Центральной комиссии, которая принимает сотрудников (работников) на учёт либо отказывает в принятии их на учёт.
О принятом Центральной комиссией решении ЖБК подразделений уведомляются в письменной форме. Об этом решении ЖБК подразделений должны ознакомить соответствующих сотрудников (работников) под роспись.
В случае несогласия с принятым решением сотрудники (работники) вправе обжаловать его в установленном порядке.
Учёт сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учёт по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники) имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
Между тем, из материалов дела видно, что истец не представил в суд ни первичную выписку из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии 1993 года, ни выписку из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 15 декабря 2011 года N 38 о восстановлении его на учёте, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, с 12 июля 1993 года.
Таким образом, необходимых документов, с достоверностью подтверждающих факт постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец суду не представил, при этом само по себе обращение истца с рапортом о принятии на учёт, не свидетельствует о том, что он в установленном порядке был признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений и поставлен на соответствующий учёт. При таких условиях вывод суда о доказанности правомерности требований истца сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу. Правовых оснований для удовлетворения заявленных Точиевым А.Х. исковых требований без предоставления необходимых для подтверждения нуждаемости истца в улучшении жилищных условий при подаче им соответствующего рапорта 12 июля 1993 года доказательств, как и доказательств принятия жилищно-бытовой комиссией решений о постановке его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1993 году и о восстановлении его на этом учёте в 2011 году, у суда не имелось.
Судебная коллегия находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем обжалуемые судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 31 января 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 апреля 2017 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: |
Юрьев И.М. |
Судьи: |
Горохов Б.А. |
|
Рыженков А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2018 г. N 26-КГ17-20
Текст определения официально опубликован не был