Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 18-АПГ17-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 9 октября 2017 года, которым частично удовлетворен административный иск акционерного общества "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" об оспаривании перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень).
Приказ вместе с Перечнем размещены на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" diok.ru.
В данный Перечень под пунктами 26476, 26477, 26478, 26479 включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:33:0202001:409, 23:33:0202001:413, 23:33:0202001:415, 23:33:0202001:419.
Акционерное общество "Пансионат отдых "Гизель-Дере", являясь собственником указанных объектов недвижимости, обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением и просило признать названные нормы недействующими со дня их принятия.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что объекты недвижимости не обладают признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости; необоснованное включение объектов в Перечень приведет к завышению подлежащих уплате налогов на недвижимое имущество.
Решением Краснодарского краевого суда от 9 октября 2017 года административный иск удовлетворен частично: недействующими со дня принятия признаны пункты 26476, 26478, 26479 Перечня. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить в части признания недействующими пунктов 26476, 26478 Перечня.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Как видно из материалов административного дела, объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 23:33:0202001:409, 23:33:0202001:413, 23:33:0202001:415, 23:33:0202001:419, расположенные по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пансионат отдыха "Гизель-Дере", принадлежат на праве собственности акционерному обществу "Пансионат отдыха "Гизель-Дере". Этому же акционерному обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 28 220 кв. м, с кадастровым номером 23:33:0202001:959 и разрешенным использованием для размещения пансионата "Гизель-Дере".
Из содержания технических паспортов, кадастровых паспортов, актов обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования от 24 августа 2017 года усматривается, что объекты с кадастровыми номерами 23:33:0202001:409, 23:33:0202001:415, 23:33:0202001:419 расположены на указанном земельном участке и входят в состав единого комплекса пансионата "Гизель-дере".
Основным видом деятельности акционерного общества "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" является организация оздоровительного отдыха и связанного с этим сервисного обслуживания, организация санаторно-курортного лечения граждан, в том числе родителей с детьми.
Административным истцом 3 октября 2016 года получены сертификаты соответствия на услуги по предоставлению временного жилья в местах отдыха и прочих местах для кратковременного проживания и услуги столовых.
16 января 2017 года административным истцом утверждено Положение о детском оздоровительном лагере "Совенок" на базе акционерного общества "Пансионат отдыха "Гизель-Дере", которым предусмотрено осуществление деятельности по организации содержательного досуга детей, обеспечение необходимых условий для личностного, творческого, духовного развития детей, в том числе обеспечение соблюдения режима питания и жизнедеятельности детей при выполнении санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N 73, в качестве обязательных требований к соответствующим учреждениям отдыха и оздоровления детей предусматривают организацию полноценного питания детей, для чего должна быть обустроена столовая (пищеблок), которая располагается в зоне проживания детей, при этом территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения, территория детского оздоровительного лагеря планируется с учетом принципа функционального зонирования, с выделением соответствующих зон в зависимости от их функционального назначения: зона проживания, зона физкультурно-оздоровительных сооружений и зона хозяйственного и технического назначения.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 319852013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах. Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.
Согласно пункту 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания понимается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Пунктом 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, предусмотрено, что услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
В пункте 3.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54599-2011 "Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 года N 733-ст, определено, что пансионатом является предприятие, расположенное обычно в курортной или сельской местности и предоставляющее комплекс услуг по организации отдыха: услуг размещения, питания, физкультурно-оздоровительных услуг и услуг по организации досуга.
Из содержания пунктов 5.2 и 5.3 этого же ГОСТ Р 54599-2011 следует, что оказание услуг питания является необходимым условием организации отдыха в пансионатах и санаториях.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что здания столовых с кадастровыми номерами 23:33:0202001:409, 23:33:0202001:415 не используются административным истцом для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, их использование связано непосредственно с осуществлением акционерным обществом "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" основной деятельности по организации оздоровительного отдыха и связанного с этим сервисного обслуживания, организации санаторно-курортного лечения граждан, в том числе детей; функционирование столовых является одним из обязательных условий указанной деятельности, самостоятельного значения не имеет; получателями услуг, оказываемых в столовых, является ограниченный круг лиц, отдыхающих в данном пансионате.
Довод апелляционной жалобы о том, что применительно к объекту недвижимого имущества с кадастровым номером 23:33:0202001:415 не имеет значения его фактическое использование либо неиспользование в качестве здания столовой, не может быть поводом к отмене принятого по делу решения, поскольку предоставление услуг общественного питания в пансионате не является самостоятельным видом деятельности юридического лица, носит производный характер, обусловлено оказанием административным истцом услуг отдыха и оздоровления, санаторно-курортного лечения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что акционерное общество "Пансионат отдыха "Гизель-Дере" не включено в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, не опровергает выводов суда первой инстанции, основанных на материалах административного дела, свидетельствующих о предоставлении административным истцом услуг по организации отдыха и оздоровления, в том числе детей.
Допущенная в решении суда описка не имеет правового значения, так как и здание столовой с кадастровым номером 23:33:0202001:409, и здание столовой с кадастровым номером 23:33:0202001:415 исключены из оспариваемого Перечня.
Принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих фактическое использование вышеназванных объектов недвижимости пансионата для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не представлено, а доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, оснований для отмены состоявшегося решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 9 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 18-АПГ17-28
Текст определения официально опубликован не был