Определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 307-КГ17-19262
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу от 23.10.2017 Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - УФК по Республике Карелия, казначейство) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2016 по делу N А26-6893/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2017 по тому же делу
по заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Минстрой Республики Карелия, министерство) к УФК по Республике Карелия о признании недействительным предписания от 11.02.2016 N 06-3-06/223,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Республики Карелия, Министерства культуры Российской Федерации, установила:
решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2017, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФК по Республике Карелия ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения материалов дела применительно к доводам кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из судебных актов и материалов дела, в 2009 - 2011, 2013, 2014 годах Республике Карелия из федерального бюджета предоставлялась субсидия на софинансирование мероприятий по реконструкции Национальной библиотеки Республики Карелия.
В частности, между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Республики Карелия заключено соглашение от 21.04.2009 о предоставлении в 2009 году субсидии из федерального бюджета на указанные цели в сумме 126 250 000 руб. (с учетом дополнительного соглашения от 22.12.2009).
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 18.03.2009 N 81р-П государственным заказчиком работ по реконструкции Национальной библиотеки Республики Карелия определено Минстрой Республики Карелия, заказчиком и получателем бюджетных ассигнований, поступающих из федерального бюджета, - государственное учреждение Республики Карелия "Управление капитального строительства при Министерстве строительства Республики Карелия" (далее - Управление капитального строительства).
Контроль за ходом реализации соглашения от 21.04.2009 и целевым использованием бюджетных средств возложен на Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия и на Минстрой Республики Карелия.
УФК по Республике Карелия в отношении министерства проведена внеплановая выездная проверка использования средств субсидий, выделенных из федерального бюджета в 2009-2014 годах.
Как показала проверка, за счет средств федерального бюджета, предоставленных Республики Карелия в 2009 году, Управлением капитального строительства осуществлена оплата расходов подрядной строительной организации на покупку башенного крана. Данные расходы признаны казначейством не соответствующими целям предоставленного финансирования, поскольку субсидия выделялась на осуществление капитальных вложений, приобретение строительной техники за ее счет не предусматривалось.
Казначейством также установлено, что после расторжения договора подряда на проведение работ по реконструкции библиотеки спорный башенный кран перешел в собственность подрядчика, с него удержана возвратная стоимость крана в сумме 14 399 169 руб. Платежным поручением от 07.11.2014 N 43 указанная сумма перечислена подрядчиком в бюджет Республики Карелия. В федеральный бюджет возращенные средства не перечислялись.
Считая, что в связи с нецелевым использованием бюджетных средств в 2009 году, а также бездействием по перечислению возвратных сумм в доход федерального бюджета в 2014 году Минстроем Республики Карелия совершено бюджетное правонарушение, предусмотренное статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казначейство выдало в адрес министерства предписание, обязав возвратить в федеральный бюджет денежные средства в сумме 14 399 160 руб., использованные с нарушением условий их предоставления.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 28, 34, 38, 158, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды нашли оспариваемое предписание незаконным и необоснованным.
В кассационной жалобе УФК по Республике Карелия, выражая несогласие с принятыми судебными актами, отмечает, что допущенное министерством нарушение ошибочно оценивалось судами на предмет наличия признаков нецелевого использования бюджетных средств, что повлекло применение норм бюджетного законодательства, не подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Между тем, как следует из судебных актов, основанием для признания предписания незаконным явилось неполное установление казначейством обстоятельств вмененного Минстрою Республики Карелия бюджетного
нарушения, что не позволило определить его содержание и правовую квалификацию, вытекающие из этого меры бюджетной ответственности. Событие правонарушения, содержание которого отражено в предписании, заключалось в нецелевом использовании бюджетных средств Управлением капитального строительства в 2009 году. Бездействие по возврату сумм субсидии в федеральный бюджет, на которое указывало УФК по Республике Карелия в судебном разбирательстве, имело место в 2014 году. При этом наличия признаков иного бюджетного правонарушения, не связанного с нецелевым использованием бюджетных средств, в бездействии министерства, допущенном в 2014 году, судами не установлено.
Доводы жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установлению новых обстоятельств, что не может быть принято во внимание в силу полномочий кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации, определенных статьей 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия в передаче кассационной жалобы с делом на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 307-КГ17-19262 по делу N А26-6893/2016
Текст определения официально опубликован не был