1. О правомерности установления заказчиком требований при описании объекта закупки к товарам, используемых при оказании услуг.
В Федеральную антимонопольную службу обратилось общество с письмом, в котором утверждало о том, что заказчик вышел за рамки установленных Законом о контрактной системы правил описания объекта закупки.
По мнению общества, заказчиком в документации об аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товаров, которые используются при выполнении работ, поскольку не являются составной частью объекта закупки.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанное обращение общества, содержащего признаки нарушения требований Закона о контрактной системе, и пришла к выводу о том, что довод общества не нашел своего подтверждения.
Так, требования к описанию объекта закупки установлены положениями статьи 33 Закона о контрактной системы, в перечень которых не входит запрет на установление требований к товарам, используемых при оказании услуг. Более того, вопреки утверждению заявителя, заказчик должен максимально полно раскрыть все требования к объекту закупки, исходя из своих потребностей.
Также, необходимо отметить, что Законом о контрактной системе не только установлено право заказчика установить требования к описанию объекта закупки, в том числе к товарам, используемых при оказании услуг, но и потребовать конкретные показатели используемого товара при оказании услуг, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.02.2018 N 18/44/99/60 (полный текст изготовлен 14.02.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товаров, которые используются при выполнении работ, поскольку не являются составной частью объекта закупки;
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, в том числе к компонентному составу товаров, из которых изготавливается товар, а также показатели результатов испытания таких товаров.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.01.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
3) на участие в Аукционе подано 15 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 13 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 08.02.2018;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта **** рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товаров, которые используются при выполнении работ, поскольку не являются составной частью объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к материалам, используемым при оказании услуг, например, "Дезинфицирующее средство тип", "Жидкое крем-мыло с увлажняющим эффектом "РизаКлин Премиум" или эквивалент", "Освежитель воздуха" и другие.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в составе первой части заявки участникам закупки необходимо представить конкретные показатели товаров, требования к которым установлены в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, которые необходимо использовать при оказании услуг по общей уборке зданий в рамках объекта закупки, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товаров, которые используются при выполнении работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, в том числе к компонентному составу товаров, из которых изготавливается товар, а также показатели результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 6 "Кислотное, дезинфицирующее очищающее средство": "неионные тензиды 0_5%, карбоксильные кислоты 0_30%, дезинфицирующее вещество, противокоррозийное средство", по позиции 7 "Комплексное средство для удаления сложных загрязнений": "Способность к биологическому разложению: не более 90%", "Приготовление рабочего раствора: с применением мопа: Для ежедневной уборки: Минимальная концентрация рабочего раствора: до 1*% ; Максимальная концентрация рабочего раствора: более 1%" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись.
3. При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных 34 статьей Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В пункте 3 раздела II "Извещение об Аукционе" документации об Аукционе, в том числе установлено следующее: "Сроки оказания услуг: c даты заключения контракта - по 31.01.2019".
Пунктами 2.1-2.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Дата начала оказания Услуг по Контракту: с даты заключения контракта.
2.2. Дата окончания оказания Услуг по Контракту: 31 января 2019 года".
Вместе с тем, в техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Срок выполнения работ: с 01 февраля 2018 года по 31 января 2019 года".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что датой начала оказания услуг является дата заключения контракта, при этом дата начала оказания услуг, установленная в техническом задании документации об Аукционе, а именно с 01.02.2018, является технической ошибкой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что техническим заданием документации об Аукционе, проектом государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком установлены противоречивые даты начала оказания услуг.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом дату начала оказания услуг, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Разделом II технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к штату персонала для предоставления услуг, а именно: "Бригадир, из числа работающих, 6 дней, с 08-00 до 17-45, 1; Уборщица (утренняя уборка), 6 дней, с 06-00 до 09-00, 12; Уборщица (дневная поддерживающая уборка), 6 дней, с 08-00 до 19-00, 2; Гардеробщица, 6 дней, с 08-30 до18-30, 1".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что данное условие по существу предоставляет Заказчику возможность вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя) путем установления требований к персоналу при оказании услуг, и кроме того, противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования, не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 15 заявок от участников закупки.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Пунктом 3.9. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Оплата оказанных услуг производится Госзаказчиком в течение десяти банковских дней с даты получения Госзаказчиком от Исполнителя указанных в пункте 3.7. Контракта документов".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок оплаты оказания услуг, нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13.1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 09.02.2018 N 18/44/99/60 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Документация об аукционе должна содержать требование о предоставлении в составе заявки в соответствии пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документы и/или информацию о регистрационном удостоверении на лекарственный препарат.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России провела внеплановую проверку действий заказчика на соответствие требованиям Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств.
Поводом указанной проверки послужило обращение заявителя, в котором последний утверждал о незаконности действий аукционной комиссии заказчика, выраженных в неправомерно принявшем решении о допуске участника закупки с порядковым N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15 % от цены, предложенной заявителем в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Рассмотрев материалы проверки комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (лекарственных препаратов), а также предотвращения попадания на российский рынок лекарственных препаратов и средств, не прошедших государственную регистрацию, документация об Аукционе должна содержать требование о предоставлении в составе заявки в соответствии пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации о регистрационном удостоверении на лекарственный препарат.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 13.02.2018 N 18/44/99/63 (полный текст изготовлен 16.02.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии, при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о допуске участника закупки с порядковым N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15 % от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 22.01.2018;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта 143 922,24 рубля.
По мнению Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске участника закупки с порядковым N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15 % от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом N 155, поскольку на территории государств - членов Евразийского экономического союза не зарегистрировано ни одного лекарственного препарата, соответствующего требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Приказ N 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе для закупки средств лекарственных и материалов, применяемых в медицинских целях, входящих в общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2) "21".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка лекарственных средств, а именно "Бупивакаин". Код ОКПД 2 - 21.20.10.231 "Анестетики".
На заседании Комиссии установлено, что на участие в Аукционе подана заявка с порядковым номером "5", в которой представлен товар, страной происхождения которого является Россия, в то время как Заявитель (победитель), а также участник закупки с порядковым номером "2" в заявках на участие в Аукционе представили лекарственный препарат "Бупивакаин", страной происхождения которых является Франция.
Учитывая положения Приказа N 155, Заказчиком опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.01.2018 N 0344300034217000273-3, в соответствии с которым предложение цены контракта Заявителя (победителя), а также предложение участника закупки с порядковым номером "2" АО "***", занявшем второе место по результатам проведения Аукциона (далее - АО "***"), снижены на 15 процентов от предложенных Заявителем, АО "***" цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положения Закона о лекарственных средствах предусматривают проведение Министерством здравоохранения Российской Федерации государственной регистрации лекарственных препаратов в целях подтверждения их эффективности, безопасности и качества.
Таким образом, в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (лекарственных препаратов), а также предотвращения попадания на российский рынок лекарственных препаратов и средств, не прошедших государственную регистрацию, документация об Аукционе должна содержать требование о предоставлении в составе заявки в соответствии пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации о регистрационном удостоверении на лекарственный препарат.
Кроме того, применение постановления Правительства Российской Федерации N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) невозможно без наличия информации, которая указывается в регистрационном удостоверении, в том числе информации о производителе лекарственного препарата.
На заседании Комиссии установлено, что подпунктами 1,2 пункта 37 документации об Аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно в соответствии с Приказом N 155, а также Постановлением N 1289.
Подпунктом 3 пункта 38 документации об Аукционе установлено следующее требование к содержанию, составу заявки, а именно: "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром".
Приложением N 2 к документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Поставщиком предоставляется сертификат соответствия и/или декларация о соответствии, регистрационное удостоверение. Поставщик отвечает за качество поставляемого товара в течение всего срока годности. Транспортировка и перемещение Товара, осуществляемая Поставщиком, должна обеспечивать сохранность его качества, эффективности и безопасности, исключать возможность контаминации микроорганизмами и другими веществами".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копий регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, являющиеся предметом закупки или информации о реквизитах такого регистрационного удостоверения, позволяющих однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В приложении N 2 к документации об Аукционе "Описание объекта закупки" установлены, в том числе следующие требования к лекарственному препарату с международным непатентованным наименованием "Бупивакаин": "активное вещество: Бупивакаина гидрохлорид моногидрат для инъекций 5,28мг, соответствующий 5,0мг бупивакаина гидрохлорида; вспомогательные вещества: декстрозы моногидрат для инъекций 80,0 мг, что соответствует 72,7 мг декстрозы безводной, натрия гидроксид и/или хлористоводородная кислота для доведения рН до 4,0-6,0, вода для инъекций до 1 мл; гипербарический раствор: соответствие; Лекарственная форма: раствор для инъекций; Форма выпуска: ампула 4мл".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы лекарственные препараты в рамках одного международного непатентованного наименования или группировочного (химического) наименования "Бупивакаин", в том числе произведенных на территории России. Вместе с тем, представитель Заявителя представил сведения из Государственного реестра лекарственных средств, согласно которым на территории государств - членов Евразийского экономического союза не зарегистрировано ни одного лекарственного препарата "Бупивакаин" с характеристиками, соответствующими Приложению N 2 к документации об Аукционе, в том числе, соответствующим требованиям в отношении вспомогательных веществ (декстрозы моногидрат), а также в отношении гипербарического раствора, в связи с чем заявка участника закупки с порядковым номером "5" подлежала отклонению, в связи с предоставлением недостоверных сведений в отношении наименования страны происхождения товара или предоставлением конкретных показателей, не соответствующих требованиям, установленным в Приложении N 2 к документации об Аукционе. Таким образом, в связи с тем, что заявка участника закупки с порядковым номером "5" подлежала отклонению, положения Приказа N 155 не применяются.
Изучив заявку участника закупки с порядковым номером "5" (далее - Участник N 5), представленную Оператором электронной площадки, Комиссия установила, что первая часть заявки Участника N 5 содержит следующую информацию в отношении страны происхождения товара, а именно: "Россия", при этом сведения в отношении торгового наименования лекарственного средства отсутствуют. Вместе с тем, в составе второй части заявки Участника N 5 не приложена копия регистрационного удостоверения на лекарственный препарат, а также отсутствует информация о реквизитах такого регистрационного удостоверения, позволяющих однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат.
Кроме того, Заказчик на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, в письменных возражениях не представил доказательств, подтверждающих, что заявка Участника N 5 соответствует требованиям, установленным в документации об Аукционе, а также содержит сведения, позволяющие однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат "Бупивакаин" со страной происхождения "Россия".
С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Участником N 5 представлены недостоверные сведения в отношении поставляемого лекарственного препарата "Бупивакаин", в связи с чем Заказчиком неправомерно применены положения Приказа N 155 в отношении Заявителя, а также АО "***".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о допуске Участника N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15 % от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом N 155, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать в Курское УФАС России материалы дела от 14.02.2018 N 18/44/99/63 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
3. Закон о контрактной системе не устанавливает зависимость между решением контрольного органа в сфере закупок о рассмотрении вопроса о включении участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и перечислением обеспечения заявки такого участника заказчику в случае уклонения, отказа участника закупок от заключения контракта, а также непредставления им надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Федеральная антимонопольная служба, на основании поступившей информации, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, провела внеплановую проверку в порядке, установленной пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В обращении заявитель утверждал, что оператором электронной площадке не правомерно блокированы денежные средства заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В ходе рассмотрения указанного обращения, комиссии ФАС России не представилось возможным согласится с доводами заявителя, поскольку статья 44 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень оснований блокирования денежные средства участника аукциона в размере обеспечения заявки на участие в аукционе. К таким случаем относится, в том числе, случае непредставления или предоставления с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта. Факт включения или не включения сведений об указанном участники аукциона в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) правового значения не имеет.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 07.02.2018 N 18/44/99/58 (полный текст изготовлен 12.02.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.05.2017;
5) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 12 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 22.05.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 7 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта - 6 367 043,07 рубля;
10) Заказчиком заключен государственный контракт N ****** (номер реестровой записи ******) с ООО "Ремонтно-строительная компания "***" по цене - **** рублей.
В соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе данного участника, подавшего указанную заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания протокола подведения итогов электронного аукциона. При этом прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
Согласно части 14 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, при непредоставлении или предоставлении с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в случае уклонения или отказа участника закупки заключить контракт.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.05.2017 N ****-3 победителем Аукциона признан Заявитель.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения и сообщил, что в соответствии с протоколом отказа от заключения контракта от 08.06.2017 N ****-4 Заявитель признан Заказчиком, уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе не подлежат возврату участнику закупки и перечисляются на счет, который указан Заказчиком при проведении Аукциона.
При этом, Заявителем в составе обращения представлены документы, согласно которым УФАС России вынесено решение от 30.08.2017 N РНП ***/2017 об отказе во внесении сведений Заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не устанавливает зависимость между решением контрольного органа в сфере закупок о рассмотрении вопроса о включении участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и перечислением обеспечения заявки такого участника заказчику в случае уклонения, отказа участника закупок от заключения контракта, а также непредставления им надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператор электронной площадки неправомерно заблокировал денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
При этом Оператор электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что 28.06.2017 денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе перечислены Заказчику.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия решила:
Признать довод ООО "***" не нашедшим своего подтверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Так, указано, что документация об аукционе должна содержать требование о направлении в составе заявки документов и/или информации о регистрационном удостоверении на лекарственный препарат.
Закон о контрактной системе не устанавливает зависимость между решением контрольного органа в сфере закупок о рассмотрении вопроса о включении участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и перечислением обеспечения заявки такого участника заказчику в случае уклонения, отказа участника закупок от заключения контракта, а также непредоставления им надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Рассмотрен вопрос о правомерности установления заказчиком требований при описании объекта закупки к товарам, используемым при оказании услуг.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.