1. В составе документации на строительство объекта капитального строительства должна содержаться проектно сметная документация.
АО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов под "ключ": жилые дома 7а, 8а, 9а со всеми внутренними инженерными коммуникациями и системами, внутриквартальными наружными сетями дождевой и хозяйственно-бытовой канализации инженерного обеспечения этапа 1А (2-я очередь строительства) (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.3 положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО, утвержденным решением совета директоров ОАО (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно Извещению предметом Конкурса является выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов под "ключ".
Вместе с тем, из материалов дела следует, что проектная документация не включена в состав Документации и не размещена в ЕИС.
Учитывая изложенное, отсутствие проектной документации в составе документации о закупке на строительство объекта не позволяет установить требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки возможности обоснованно сформировать свое предложение.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2017 г. по делу N 223ФЗ-229/17/АК544-17)
2. В документации о закупке заказчик должен указать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
АО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов под "ключ": жилые дома 5А, 6А со всеми внутренними инженерными коммуникациями и системами, внутриквартальными наружными сетями дождевой и хозяйственно-бытовой канализации инженерного обеспечения этапа IIА (2-я очередь строительства) (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 12.2 Положения о закупке Документация должна содержать критерии и порядок оценки.
Приложением N 1 к Информационной карте Документации установлена методика оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, в том числе:
1) "Предложение по охране труда" - оценивается предложение участника по организации охраны труда при выполнении всех работ, предусмотренных "Техническим заданием".
Предложение участника закупки по охране труда оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране труда.
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда при выполнении не всех работ, установленных разделами 2-3 Технического задания;
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания;
- максимальная оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания, с указанием на конкретные действующие нормативно-правовые акты РФ в сфере охраны труда.
2) "Предложение по технике безопасности" - оценивается предложение участника по технике безопасности при выполнении всех работ, предусмотренных главами предусмотренных "Техническим заданием".
Предложение участника закупки по технике безопасности оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по технике безопасности.
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности при выполнении не всех работ, установленных разделами 2-3 Технического задания;
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания;
- максимальная оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности, при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания с описанием действующих в организации нормативных актов, регламентирующих технику безопасности.
3) "Предложение по охране окружающей среды" - оценивается предложение участника по охране окружающей среды при выполнении всех работ, предусмотренных "Техническим заданием".
Предложение участника закупки по охране окружающей среды оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране среды.
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды при выполнении не всех работ, установленных разделами 2-3 Технического задания;
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания;
- максимальная оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания, с указанием на конкретные действующие нормативно-правовые акты РФ в сфере охраны окружающей среды.
При подготовке предложения по критерию "Качество работ, услуг" необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения инновационных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных квалифицированных кадровых ресурсов.
Количество баллов, присуждаемое заявке по показателю "Качество работ", рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям.
Из материалов дела следует, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, поскольку порядок оценки не содержит указание на то, какие именно нормативно-правовые акты Российской Федерации будут учитываться при подаче предложений по критериям "Предложение по охране труда", "Предложение по технике безопасности", "Предложение по охране окружающей среды" .
Учитывая изложенное, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлен надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2017 г. по делу N 223ФЗ-231/17/АК417-17)
3. Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должен разместить в единой информационной системе, в том числе, сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 19 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе, в том числе, сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 19 статьи 4 Закона о закупках сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных ПАО по результатам закупки товаров, работ, услуг в декабре 2016 года размещены 16.01.2017.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, ответственным лицом Заказчика не исполнившим предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требования к размещению сведений о количестве и об общей стоимости договоров, является Ф.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.11.2017 г. по делу N АК454-17)
4. Нарушение срока размещения протокола в единой информационной системе является нарушением Закона о закупках.
ООО (далее - Заказчик) осуществлена закупка на выполнение работ по завершению строительства объекта (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В нарушение части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) протокол закупочной комиссии от 31.01.2017 N 28-2 размещен ООО позднее чем через 3 дня с момента подписания протокола, а именно 03.03.2017.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2018 г. по делу N АК003-18)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор административной практики в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
Указано, что в составе документации на строительство должна содержаться проектно-сметная документация.
В документации о закупке заказчику необходимо отразить критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должен разместить в единой информсистеме, в том числе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки.
Также отмечено, что несоблюдение срока размещения протокола в единой информсистеме является нарушением Закона о закупках.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.