Решение Верховного Суда РФ от 31 января 2018 г. N АКПИ17-1013
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
Назаровой А.М.
при секретаре Ткачеве П.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания", общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" о признании недействующим подпункта "б" пункта 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N 624, в части абзаца четвертого пункта 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, установил:
согласно абзацу четвертому пункта 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N 624), размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов, указанных в абзацах первом и втором данного пункта, не может превышать 10000 рублей (для граждан - потребителей электрической энергии - 1000 рублей).
Акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - АО "Тюменская энергосбытовая компания"), общество с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" (далее - ООО "ТЭК-Энерго") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании недействующим подпункта "б" пункта 7 изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N 624 (которым изложен в новой редакции абзац четвертый пункта 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют абзацам первому и восьмому пункта 1 статьи 6, абзацу четвертому пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, не отвечают критериям определенности, поскольку вводимая норма о компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления и возобновлению подачи электрической энергии потребителю, не раскрывает ее содержания, допускает неоднозначное толкование.
Как указывают административные истцы, АО "Тюменская энергосбытовая компания", ООО "ТЭК-Энерго" являются гарантирующими поставщиками электрической энергии, на территории деятельности которых сетевыми организациями (исполнителями, субисполнителями) установлена стоимость услуг по введению полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии и возобновлению электроснабжения потребителей - физических лиц. Внесенные оспариваемой нормой изменения фактически сводятся к установлению Правительством Российской Федерации экономически необоснованного размера компенсации для гарантирующих поставщиков расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления и возобновлению подачи электрической энергии потребителям.
В суде представители административных истцов АО "Тюменская энергосбытовая компания" Кравченко О. А., ООО "ТЭК-Энерго" Медведева Н.М. поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 1 декабря 2017 г. N СП-П9-8021).
Представитель Правительства Российской Федерации Смолев А.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административных истцов АО "Тюменская энергосбытовая компания" Кравченко О.А., ООО "ТЭК-Энерго" Медведевой Н.М., Правительства Российской Федерации Смолева А.Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административные иски не подлежат удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
К полномочиям Правительства Российской Федерации Федеральный закон "Об электроэнергетике" относит утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий (пункт 1 статьи 21).
Осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 утвердило Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N 624 пункт 20 Правил изложен в новой редакции.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 31 мая 2017 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 5 июня 2017 г., N 23.
В силу пункта 5 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.
Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии. Раздел II Правил определяет порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики или с возникновением (угрозой возникновения аварийных электроэнергетических режимов, и в пункте 20 предусматривает право инициатора введения ограничения (гарантирующего поставщика, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации или производителя электрической энергии на розничном рынке, сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии) предъявлять потребителю требования о компенсации понесенных им расходов.
Размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов в соответствии с абзацем четвертым пункта 20 Правил не может превышать 10000 рублей (для граждан - потребителей электрической энергии - 1000 рублей).
Предусмотренные абзацем четвертым пункта 20 Правил ограничения размера компенсации направлены на обеспечение баланса интересов потребителей и поставщиков посредством установления разумного предела компенсации соответствующих расходов потребителем в целях его защиты от необоснованных требований инициатора ограничения режима потребления электрической энергии, что соответствует пункту 7 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" и не может рассматриваться как нарушение принципа баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленного в пункте 1 статьи 6 и пункте 1 статьи 20 названного Федерального закона. Государственное регулирование отношений между организациями электроэнергетической отрасли и потребителями услуг этих организаций призвано как обеспечить доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности организаций - участников данных правоотношений.
Доводы административных истцов о несоответствии оспариваемых положений нормативного правового акта принципу правовой определенности являются несостоятельными. Содержание абзаца четвертого пункта 20 Правил является определенным.
Введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан - потребителей электрической энергии, за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (пункт 17). Что касается введения ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, то согласно пункту 17.1 Правил оно осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания", общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" о признании недействующим подпункта "б" пункта 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N 624, в части абзаца четвертого пункта 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 31 января 2018 г. N АКПИ17-1013
Текст решения официально опубликован не был