Минэкономразвития России представляет основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Приложение: на 20 л. в 1 экз.
Директор Сводного департамента |
К.В. Тремасов |
Пояснительная записка к основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
Прогноз социально-экономического развития на 2016 - 2018 годы характеризует развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, продолжения применения на протяжении всего прогнозного периода к России экономических санкций со стороны ЕС и США и ответных контрсанкций. Ограничение доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала из частного сектора, связанный с погашением внешнего долга, оказывают негативное влияние на восстановление инвестиционной активности.
Прогноз социально-экономического развития российской экономики разработан на вариантной основе в составе базового, целевого и консервативного вариантов.
Разработанные варианты базируются на единой гипотезе развития мировой экономики со среднегодовым темпом 3,5%, что является наиболее низкой среднегодовой динамикой за последний десятилетний период.
Базовый вариант характеризует основные макроэкономические параметры развития экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов и консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства.
Вариант опирается на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей, отраженные в консенсус-прогнозе мировых агентств, и разработан исходя из среднегодовой цены на нефть Urals в 2016 году 50 долларов США за баррель, в 2017 году - 52 доллара США за баррель, в 2018 году - 55 долларов США за баррель. Предусматривается также опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.
В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением потребительского кредитования.
Рост ВВП в 2016 году прогнозируется на уровне 0,7%, в дальнейшем по мере восстановления инвестиционного и потребительского спроса темпы роста экономики повысятся до 1,9% в 2017 году и до 2,4% в 2018 году.
Целевой вариант разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и предполагает выход российской экономики на траекторию устойчивого роста с темпами, не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% и рост производительности труда не менее чем на 5% при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.
Целевой сценарий отражает переход к новой модели экономического роста. Для достижения целевых параметров потребуется проведение значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, радикальный пересмотр государственных программ Российской Федерации в целях соответствия ориентирам и показателям целевого состояния социально-экономического развития Российской Федерации.
Реализация основных мер, предусматриваемых целевым сценарием развития, позволит обеспечить увеличение темпов экономического роста на 1,5-2 п. п. по сравнению с базовым сценарием в 2017 - 2018 годах и перейти к 2020 году на устойчивую динамику экономического роста со средним темпом 4,5% в год, обеспечив при этом рост производительности труда не менее чем на 5% в год и достижение целевого уровня инфляции не выше 4 процентов. Основной вклад в увеличение темпов экономического роста в 2016 - 2020 годах будут вносить следующие факторы:
- рост инвестиций в расширение производства и производственную инфраструктуру;
- рост инвестиций в увеличение экспорта несырьевых товаров и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции;
- повышение совокупной производительности факторов в результате увеличения вложений в инновационные сектора экономики;
- реализация мер по ресурсоэкономии и сокращению издержек, в том числе связанных с трудовыми затратами и тарифами естественных монополий;
- развитие малого бизнеса, улучшение условий для предпринимательской деятельности и другие факторы.
Консервативный вариант прогноза рассматривает развитие российской экономики в условиях более низкой динамики цен на сырьевую конъюнктуру, прежде всего на нефть и природный газ. Предполагается, что в 2016 - 2018 гг. среднегодовая цена на нефть Urals снижается до 40 долларов США за баррель и стабилизируется на этом уровне на протяжении всего прогнозного периода.
В этих условиях на фоне сложившихся в последние два года инерционных трендов в 2016 году основные макроэкономические показатели будут иметь резко негативную динамику: снижение ВВП может составить до 1,0%, продолжится углубление инвестиционного спада, усилится негативная динамика в промышленности и розничной торговле, произойдет дальнейшее снижение уровня жизни населения. В меньшей степени снижение затронет добычу нефти и газа, а также сельскохозяйственное производство и производство пищевых продуктов, в наибольшей степени - весь инвестиционный комплекс и сферу услуг. Данный сценарий характеризуется повышенным инфляционным фоном: в 2016 году инфляция может составить 8-9 процентов.
В 2017 году ситуация в экономике несколько стабилизируется. В 2018 году наметится переход к положительной динамике (рост ВВП на уровне 2,3%), однако это не позволит вернуться на докризисный уровень.
Базовый вариант предлагается использовать для разработки параметров федерального бюджета на 2016 год.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 - 2018 годы
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Цены на нефть Urals (мировые), долл. США/барр. | |||||
базовый |
97,6 |
53 |
50 |
52 |
55 |
консервативный |
40 |
40 |
40 |
||
целевой |
50 |
52 |
55 |
||
Валовой внутренний продукт, темп роста % | |||||
базовый |
0,6 |
-3,9 |
0,7 |
1,9 |
2,4 |
консервативный |
-1,0 |
1,3 |
2,3 |
||
целевой |
2,3 |
3,3 |
4,4 |
||
Инвестиции в основной капитал, % | |||||
базовый |
-2,7 |
-9,9 |
-1,6 |
2,1 |
2,6 |
консервативный |
-6,4 |
0,6 |
1, 4 |
||
целевой |
3,1 |
6,0 |
8,3 |
||
Промышленность, % | |||||
базовый |
1,7 |
-3,3 |
0,6 |
1,5 |
1,9 |
консервативный |
-0,5 |
1,3 |
1,5 |
||
целевой |
1,9 |
2,7 |
3,4 |
||
Реальные располагаемые доходы населения, % | |||||
базовый |
-0,8 |
-4,0 |
-0,5 |
1,6 |
1,9 |
консервативный |
-3,5 |
-0,1 |
0,9 |
||
целевой |
0,2 |
2,7 |
3,1 |
||
Реальная заработная плата, % | |||||
базовый |
1,3 |
-8,1 |
-0,2 |
2,9 |
3,1 |
консервативный |
-2,9 |
0,9 |
2,0 |
||
целевой |
1,4 |
3,3 |
4,3 |
||
Оборот розничной торговли, % | |||||
базовый |
2,7 |
-8,5 |
0,4 |
2,1 |
2,3 |
консервативный |
-2,7 |
0,5 |
1,7 |
||
целевой |
1,4 |
3,3 |
4,3 |
||
Экспорт - всего, млрд. долларов США | |||||
базовый |
498 |
347 |
329 |
341 |
360 |
консервативный |
291 |
292 |
297 |
||
целевой |
332 |
346 |
368 |
||
Импорт - всего, млрд. долларов США | |||||
базовый |
308 |
197 |
200 |
212 |
223 |
консервативный |
174 |
178 |
1782 |
||
целевой |
206 |
217 |
230 |
Демографические тенденции
Варианты социально-экономического прогноза рассчитаны на основе среднего сценария демографического прогноза, как наиболее вероятного, разработанного Росстатом с учетом оценки численности населения на начало 2015 года, который предполагает усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры.
В 2016 - 2018 гг. продолжится реализация мер государственной политики, направленных на поддержание рождаемости, в том числе мер по улучшению жилищных условий семей с двумя и более детьми за счет средств материнского (семейного) капитала, региональных мер по поддержке семьи при рождении ребенка, предоставляемых дифференцировано в зависимости от очередности рождения (прежде всего ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка в размере прожиточного минимума ребенка до достижения им возраста трех лет, региональный материнский капитал, предоставление земельных участков семьям с тремя и более детьми), развитие в регионах инфраструктуры присмотра и ухода за детьми.
Однако сокращение числа женщин репродуктивного возраста, а также тенденция откладывания рождения первого ребенка на более поздний период будут сдерживать рост суммарного коэффициента рождаемости, который составит 1,77 ребенка на женщину репродуктивного возраста на протяжении всего прогнозного периода. Следует отметить, что такого уровня рождаемости, как в последние два года и в прогнозный период, не было с 1991 года.
Мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности. Однако в условиях демографического старения и ухудшения возрастной структуры населения не удастся снизить общий коэффициент смертности, который сохранится на уровне 12,5 в течение всего прогнозного периода.
Реализация мер демографической политики позволит повысить ожидаемую продолжительность жизни по Российской Федерации до 73 лет к 2018 году (71 год в 2015 году).
В результате активных мер государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, в прогнозный период планируется ежегодно поддерживать миграционное сальдо на уровне около 300 тыс. человек, в первую очередь за счет привлечения на постоянное место жительства в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.
Указанные меры позволят к 2018 году увеличить показатель численности населения до 147,5 млн. человек (146,5 млн. человек в 2015 году).
При этом продолжатся негативные изменения в возрастной структуре населения. К 2018 году численность населения трудоспособного возраста уменьшится почти на 3 млн. человек и составит 82 млн. человек. Стабильная рождаемость и снижение смертности приведут к росту численности населения моложе и старше трудоспособного возраста. В итоге численность населения моложе трудоспособного возраста увеличится к 2018 году на 1,5 млн. человек и составит 27,5 млн. человек, а численность населения старше трудоспособного возраста - на 2,3 млн. человек и в 2018 году составит 38 млн. человек. Такая возрастная структура населения приведет к росту демографической нагрузки, которая увеличится с 727 нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2015 году до 799 в 2018 году.
Рынок труда и уровень жизни населения
Все большее влияние на показатели рынка труда оказывает снижение численности населения трудоспособного возраста, ограничивая предложение трудовых ресурсов. С учетом того, что в средних возрастах (30-49 лет) коэффициенты экономической активности у российского населения уже сейчас близки к максимальным, в целях поддержания численности экономически активного населения предполагается умеренный рост экономической активности молодежи и людей около пенсионного возраста. За счет этого в ближайшей перспективе масштабы сокращения экономически активного населения будут меньше, чем сокращение населения трудоспособного возраста. Численность экономически активного населения снизится с 72,6 млн. человек в 2015 году до 71,9 млн. человек в 2018 году.
В 2016 году начнется процесс восстановления экономики, который повлечет за собой снижение безработицы до 5,7% экономически активного населения в 2018 году.
При этом в условиях сокращения предложения трудовых ресурсов снижение численности безработных не приведет к увеличению численности занятого населения. Численность занятого населения продолжит сокращаться с 68,4 млн. человек в 2015 году до 67,8 млн. человек в 2018 году.
Относительно сценарных условий пересмотрены подходы к заработной плате в бюджетном секторе. В целях смягчения нагрузки на бюджетную систему, а также с учетом последних решений Правительства Российской Федерации, скорректированы параметры реализации указов Президента Российской Федерации по доведению заработной платы отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры) до целевых уровней. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 973, в 2016 году уровень номинальной заработной платы по отдельным категориям работников бюджетной сферы необходимо сохранить в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году. В 2017 - 2018 гг. при планировании расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и оценке достижения значений целевых показателей вместо показателя среднемесячная заработная плата следует использовать показатель среднемесячный доход от трудовой деятельности, который более полно отражает уровень оплаты труда в регионах. По оценкам Росстата, отклонение по указанным показателям составит около 12 процентов.
В отношении заработной платы прочих категорий работников бюджетной сферы, а также государственных служащих предполагается продление на 2016 год моратория на индексацию оплаты труда, а в 2017 - 2018 гг. индексация планируется с 1 октября на целевой уровень инфляции (4%) ежегодно.
Во внебюджетном секторе экономики по мере снижения эффекта от девальвации национальной валюты в конце 2014 - 2015 гг. и на фоне повышения темпов роста экономики реальная заработная плата будет ускоряться и в 2018 году превысит темпы роста ВВП. Однако более умеренный рост экономики относительно заложенного в сценарных условиях будет сдерживать заработную плату во внебюджетном секторе.
Реальная заработная плата в целом по экономике за 2016 - 2018 гг. в условиях базового сценария увеличится на 5,8 процента. Однако, учитывая масштабы сокращения в 2015 году, реальная заработная плата до уровня 2014 года в рассматриваемый период не восстановится.
В области пенсионного обеспечения, начиная с 2016 года, в прогнозе заложено изменение подхода к индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней: предусматривается проведение индексации один раз в год с 1 февраля на целевой уровень инфляции (4 процента). Это значительно ниже индексации, заложенной в сценарных условиях в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых пенсиях".
Следует отметить, что реализация указанного подхода к индексации пенсий потребует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
В результате в целом за 2015 - 2018 гг. средний размер страховой пенсии вырастет в 1,13 раза, а его соотношение с прожиточным минимумом пенсионера составит в 2018 году 1,36 раза против 1,52 раза в 2015 году.
В 2015 году за счет высокой индексации (на 11,4%) соотношение пенсии и заработной платы приблизилось к максимуму 2010 года, когда были реализованы масштабные меры по повышению уровня пенсионного обеспечения.
К 2018 году с учетом сдержанного подхода к увеличению всех социальных расходов соотношение пенсии и заработной платы несколько снизится, но будет выше, чем в 2008 - 2009 годах.
В 2016 году за счет отмены индексации заработной платы бюджетников и более низкой, чем в сценарных условиях, индексации пенсий реальные располагаемые доходы населения останутся в области отрицательных значений (-0,5% к уровню 2015 года). В 2017 - 2018 гг. ожидается постепенное ускорение роста реальных располагаемых доходов до 1,6-1,9 процента. Росту доходов будут способствовать ускорение роста заработной платы и снижение инфляции. В результате за 2016 - 2018 гг. реальные располагаемые доходы населения вырастут на 3,0%, однако с учетом их снижения в 2015 году уровень 2014 года достигнут не будет.
После июльского максимума (16,3%) в августе норма сбережений снизилась до 14,9% (с исключением сезонного фактора). При этом норма сбережений находится на высоком уровне, превышая значения 2012 - 2014 годов. Ожидается, что до конца года ситуация существенно не изменится, и население продолжит активно создавать сбережения с целью защитить свои доходы от высокой инфляции, формируя "резерв" на случай возможного ухудшения экономической ситуации. С учетом этого ожидается, что в 2015 году склонность к сбережениям составит 14,3% против 9,3% в 2014 году.
В 2016 - 2018 гг. по мере стабилизации экономической ситуации и восстановления потребительской уверенности населения, поддерживаемой ростом доходов, склонность населения к сбережениям начнет снижаться с 14,3% в 2015 году до 13,3% в 2018 году. В этих условиях начнет ускоряться потребительский спрос, поддерживаемый умеренным восстановлением потребительского кредитования. Оборот розничной торговли ускорится с 0,4% в 2016 году до 2,3% в 2018 году.
Значительный рост потребительских цен в текущем году повлиял на увеличение стоимости потребительской корзины. По сравнению с первым полугодием 2014 г. величина прожиточного минимума за первое полугодие 2015 г. увеличилась на 23,9 процента. С учетом прогнозных оценок по инфляции до конца года величина прожиточного минимума на душу населения в целом за 2015 год оценивается на уровне 9981 рубль с ростом к 2014 году на 24 процента.
Прогноз величины прожиточного минимума на 2016 - 2018 гг. рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе нормативно-статистического метода расчета. При этом в 2018 году должна быть проведена актуализация потребительской корзины, что может привести к увеличению величины прожиточного минимума. В 2018 году прожиточный минимум на душу населения составит 12655 рублей с ростом к 2015 году на 26,8 процента.
Снижение реальной заработной платы, реальных располагаемых денежных доходов и существенное повышение величины прожиточного минимума в текущем году повлияло на уровень жизни населения. В I квартале 2015 г. уровень бедности вырос до 15,9 процента. Следует отметить, что рост бедности в начале года является традиционным. По мере некоторого замедления инфляции во II квартале уровень бедности снизился и по итогам первого полугодия составил 15,1 процента. Ожидается, что уровень бедности продолжит снижаться и в целом в 2015 году, по оценке, составит 13,2 процента.
В 2016 - 2018 гг. по мере восстановления динамики доходов населения и снижения темпов роста инфляции ожидается, что уровень бедности начнет снижаться. Однако в 2018 году с учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины этот процесс может затормозиться. По оценке, уровень бедности в 2018 году может составить 12,5 процента.
Исходные условия для формирования варианта развития экономики
|
вариант |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
отчет |
оценка |
прогноз |
|||||||||
1. Внешние и сопряженные с ними условия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. |
Б.Ц. |
94 |
61 |
78 |
109 |
111 |
108 |
98 |
53 |
50 |
52 |
55 |
|
К. |
94 |
61 |
78 |
109 |
111 |
108 |
98 |
53 |
40 |
40 |
40 |
Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
|
355 |
249 |
271 |
339 |
346 |
342 |
317 |
218 |
179 |
208 |
225 |
Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс. куб. м |
Б.Ц. |
409 |
286 |
311 |
382 |
389 |
387 |
351 |
239 |
174 |
176 |
181 |
К. |
409 |
286 |
311 |
382 |
389 |
387 |
351 |
239 |
156 |
138 |
135 |
|
Темпы роста мировой экономики, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мир |
Б.К.Ц. |
3,1 |
0,0 |
5,4 |
4,2 |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
3,0 |
3,4 |
3,5 |
3,6 |
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
США |
Б.К.Ц. |
-0,3 |
-2,8 |
2,5 |
1,6 |
2,3 |
2,2 |
2,4 |
2,6 |
2,7 |
2,5 |
2,3 |
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Еврозона |
Б.К.Ц. |
0,5 |
-4,5 |
2,0 |
1,6 |
-0,8 |
-0,5 |
0,8 |
1,5 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Китай |
Б.К.Ц. |
9,6 |
9,2 |
10,4 |
9,3 |
7,8 |
7,8 |
7,4 |
6,6 |
6,5 |
6,4 |
6,3 |
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курс евро (среднегодовой), долларов США за евро |
Б.,К.,Ц |
1,47 |
1,39 |
1,33 |
1,39 |
1,29 |
1,33 |
1,33 |
1,12 |
1,10 |
1,10 |
1,10 |
Экспорт нефти, млн. тонн |
Б. |
243,1 |
247,6 |
250,5 |
244,3 |
240,0 |
236,6 |
223,4 |
237,3 |
228,5 |
230,5 |
234,5 |
К. |
243,1 |
247,6 |
250,5 |
244,3 |
240,0 |
236,6 |
223,4 |
237,3 |
226,5 |
229,5 |
233,5 |
|
Ц. |
243,1 |
247,6 |
250,5 |
244,3 |
240,0 |
236,6 |
223,4 |
237,3 |
231,5 |
234,5 |
241,5 |
|
Экспорт природного газа, млрд. куб. м |
Б. |
195,4 |
168,3 |
177,9 |
189,8 |
178,7 |
196,4 |
174,2 |
170,2 |
174,7 |
178,4 |
184,0 |
К. |
195,4 |
168,3 |
177,9 |
189,8 |
178,7 |
196,4 |
174,2 |
170,2 |
174,7 |
178,4 |
184,0 |
|
Ц. |
195,4 |
168,3 |
177,9 |
189,8 |
178,7 |
196,4 |
174,2 |
170,2 |
181,0 |
186,6 |
192,8 |
|
Экспорт СПГ, млн. тонн |
Б. |
0,0 |
3,8 |
10,7 |
10,3 |
9,6 |
11,8 |
9,2 |
10,0 |
10,0 |
11,2 |
16,0 |
К. |
0,0 |
3,8 |
10,7 |
10,3 |
9,6 |
11,8 |
9,2 |
10,0 |
10,0 |
11,2 |
16,0 |
|
Ц. |
0,0 |
3,8 |
10,7 |
10,3 |
9,6 |
11,8 |
9,2 |
10,0 |
10,0 |
11,2 |
16,0 |
|
Экспорт нефтепродуктов, млн. тонн |
Б. |
118 |
124,5 |
133,1 |
132,1 |
138,2 |
151,7 |
165,3 |
175,0 |
173,0 |
168,0 |
161,0 |
К. |
118 |
124,5 |
133,1 |
132,1 |
138,2 |
151,7 |
165,3 |
175,0 |
173,0 |
168,0 |
161,0 |
|
Ц. |
118 |
124,5 |
133,1 |
132,1 |
138,2 |
151,7 |
165,3 |
175,0 |
166,0 |
158,1 |
147,0 |
|
Добыча нефти, млн. тонн |
Б. |
488 |
494,3 |
505,3 |
512,4 |
518,7 |
520,6 |
526,1 |
530,5 |
528,0 |
526,0 |
525,0 |
К. |
488 |
494,3 |
505,3 |
512,4 |
518,7 |
520,6 |
526,1 |
530,5 |
526,0 |
525,0 |
524,0 |
|
Ц. |
488 |
494,3 |
505,3 |
512,4 |
518,7 |
520,6 |
526,1 |
530,5 |
529,0 |
528,0 |
528,0 |
|
Добыча газа, млрд. куб. м |
Б. |
664 |
582,7 |
649,0 |
670,8 |
654,7 |
667,6 |
642,8 |
626,0 |
635,0 |
642,0 |
655,0 |
К. |
664 |
582,7 |
649,0 |
670,8 |
654,7 |
667,6 |
642,8 |
626,0 |
635,0 |
642,0 |
655,0 |
|
Ц. |
664 |
582,7 |
649,0 |
670,8 |
654,7 |
667,6 |
642,8 |
626,0 |
645,0 |
658,4 |
679,0 |
|
2. Внутренние условия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен, % |
Б. |
13,3 |
8,8 |
8,8 |
6,1 |
6,6 |
6,5 |
11,4 |
12,2 |
6,4 |
6,0 |
5,1 |
К. |
13,3 |
8,8 |
8,8 |
6,1 |
6,6 |
6,5 |
11,4 |
12,2 |
8,3 |
6,7 |
5,5 |
|
Ц. |
13,3 |
8,8 |
8,8 |
6,1 |
6,6 |
6,5 |
11,4 |
12,2 |
6,2 |
5,5 |
4,0 |
|
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США |
Б. |
24,9 |
31,7 |
30,4 |
29,4 |
31,1 |
31,8 |
38,4 |
61,0 |
63,3 |
63,1 |
62,5 |
К. |
24,9 |
31,7 |
30,4 |
29,4 |
31,1 |
31,8 |
38,4 |
61,0 |
72,6 |
75,4 |
75,4 |
|
Ц. |
24,9 |
31,7 |
30,4 |
29,4 |
31,1 |
31,8 |
38,4 |
61,0 |
60,5 |
58,0 |
55,7 |
|
Индекс реального эффективного обменного курса рубля, % к предыдущему году |
Б. |
105,1 |
94,4 |
109,6 |
103,6 |
102,4 |
101,2 |
91,6 |
83,6 |
98,2 |
102,4 |
102,9 |
К. |
105,1 |
94,4 |
109,6 |
103,6 |
102,4 |
101,2 |
91,6 |
83,6 |
86,7 |
98,6 |
101,9 |
|
Ц. |
105,1 |
94,4 |
109,6 |
103,6 |
102,4 |
101,2 |
91,6 |
83,6 |
102,0 |
105,3 |
104,7 |
|
Демографическая ситуация в среднем за год, млн. чел.* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность населения |
Б.К.Ц. |
142,7 |
142,8 |
142,8 |
143,0 |
143,2 |
143,5 |
143,8 |
146,5 |
146,9 |
147,3 |
147,5 |
Численность населения трудоспособного возраста |
Б.К.Ц. |
89,5 |
89,0 |
88,2 |
87,5 |
86,6 |
85,6 |
84,6 |
84,9 |
83,8 |
82,9 |
82,0 |
Численность населения старше трудоспособного возраста |
Б.К.Ц. |
30,4 |
30,9 |
31,5 |
32,1 |
32,8 |
33,4 |
34,1 |
35,7 |
36,5 |
37,3 |
38,0 |
Численность экономически активного населения, млн. чел. |
Б.К.Ц. |
73,3 |
73,7 |
73,1 |
72,6 |
72,1 |
72,0 |
71,7 |
72,6 |
72,4 |
72,2 |
71,9 |
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года
Базовый | ||||||||||||
|
Единица измерения |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
отчет |
оценка |
прогноз |
||||||||||
Индекс потребительских цен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец года |
% к декабрю |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
106,1 |
106,6 |
106,5 |
111,4 |
112,2 |
106,4 |
106,0 |
105,1 |
в среднем за год |
% г/г |
114,1 |
111,7 |
106,9 |
108,4 |
105,1 |
106,8 |
107,8 |
115,4 |
107,4 |
105,8 |
105,5 |
Валовой внутренний продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
41277 |
38807 |
46309 |
55967 |
62147 |
66194 |
71406 |
73515 |
78673 |
84910 |
91930 |
Темп роста |
% г/г |
105,2 |
92,2 |
104,5 |
104,3 |
103,4 |
101,3 |
100,6 |
96,1 |
100,7 |
101,9 |
102,4 |
Индекс-дефлятор ВВП |
% г/г |
118,0 |
102,0 |
114,2 |
115,9 |
107,4 |
105,2 |
107,2 |
107,1 |
106,3 |
105,9 |
105,8 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
24708 |
22473 |
28764 |
35053 |
38221 |
41372 |
43409 |
48953 |
52166 |
56790 |
60844 |
индекс промышленного производства |
% г/г |
100,6 |
89,3 |
107,3 |
105,0 |
103,4 |
100,4 |
101,7 |
96,7 |
100,6 |
101,5 |
101,9 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
119,0 |
100,8 |
115,5 |
116,3 |
104,5 |
106,3 |
107,1 |
116,7 |
105,9 |
107,3 |
105,1 |
Продукция сельского хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темп роста |
% г/г |
110,8 |
101,4 |
88,7 |
123,0 |
95,2 |
106,2 |
103,7 |
101,4 |
101,9 |
102,3 |
102,2 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
115,0 |
100,8 |
115,9 |
102,5 |
107,6 |
104,4 |
111,7 |
113,2 |
106,0 |
106,1 |
105,4 |
Инвестиции в основной капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
8782 |
7976 |
9152 |
11036 |
12586 |
13450 |
13528 |
13498 |
14200 |
15336 |
16594 |
Темп роста |
% г/г |
109,5 |
86,5 |
106,3 |
110,8 |
106,8 |
100,8 |
97,3 |
90,1 |
98,4 |
102,1 |
102,6 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
119,4 |
105,0 |
107,9 |
108,8 |
106,8 |
106,0 |
103,4 |
110,8 |
107,0 |
105,8 |
105,5 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
13944 |
14599 |
16512 |
19104 |
21395 |
23686 |
26356 |
27891 |
29955 |
32324 |
34761 |
Темп роста |
% г/г |
113,7 |
94,9 |
106,5 |
107,1 |
106,3 |
103,9 |
102,7 |
91,5 |
100,4 |
102,1 |
102,3 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
112,8 |
110,3 |
106,2 |
108,0 |
105,4 |
106,6 |
107,6 |
115,7 |
107,0 |
105,7 |
105,1 |
Объем платных услуг населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
4080 |
4505 |
4944 |
5541 |
6037 |
6927 |
7467 |
8000 |
8671 |
9346 |
10162 |
Темп роста |
% г/г |
104,3 |
97,5 |
101,5 |
103,2 |
103,5 |
102,0 |
101,1 |
97,9 |
100,2 |
101,3 |
102,1 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
114,3 |
113,2 |
108,1 |
108,6 |
105,3 |
107,6 |
106,6 |
109,4 |
108,2 |
106,4 |
106,5 |
Прибыль по всем видам деятельности |
млрд. руб. |
3985 |
5335 |
7870 |
8443 |
10106 |
9330 |
5994 |
11280 |
12105 |
12835 |
13805 |
Темп роста |
% г/г |
54,7 |
133,9 |
147,5 |
107,3 |
119,7 |
92,3 |
64,2 |
107,9 |
107,3 |
106,0 |
107,6 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета |
млрд. руб. |
7048 |
7570 |
9365 |
10726 |
12034 |
12686 |
14272 |
15005 |
16090 |
17140 |
18465 |
Темп роста |
% г/г |
85,7 |
107,4 |
123,7 |
114,5 |
112,2 |
105,4 |
112,5 |
106,6 |
107,2 |
106,5 |
107,7 |
Амортизация |
млрд. руб. |
1908 |
2349 |
2669 |
3148 |
3665 |
4179 |
4739 |
5293 |
5987 |
6569 |
7161 |
Темп роста |
% г/г |
123,7 |
123,1 |
113,6 |
118,0 |
116,4 |
114,0 |
113,4 |
111,7 |
113,1 |
109,7 |
109,0 |
Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества |
млрд. руб. |
34125 |
39002 |
45195 |
53371 |
60045 |
66859 |
77373 |
86418 |
97760 |
107262 |
116921 |
Фонд заработной платы, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
10242 |
10607 |
11746 |
12864 |
14667 |
16379 |
17737 |
18599 |
19903 |
21617 |
23424 |
Темп роста |
% г/г |
128,3 |
103,6 |
110,7 |
109,5 |
114,0 |
111,7 |
108,3 |
104,9 |
107,0 |
108,6 |
108,4 |
Доля в ВВП |
% |
24,8 |
27,3 |
25,4 |
23,0 |
23,6 |
24,7 |
24,8 |
25,3 |
25,3 |
25,5 |
25,5 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника |
руб./мес. |
17290 |
18638 |
20951 |
23369 |
26629 |
29792 |
32495 |
34352 |
36838 |
40092 |
43601 |
Реальная заработная плата |
% г/г |
111,5 |
96,5 |
105,2 |
102,8 |
108,4 |
104,8 |
101,2 |
91,9 |
99,8 |
102,9 |
103,1 |
Реальные располагаемые доходы населения |
% г/г |
102,4 |
103,0 |
105,9 |
100,5 |
104,6 |
104,0 |
99,3 |
96,0 |
99,5 |
101,6 |
101,9 |
Средний размер страховой пенсии (среднегодовой) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
руб./мес. |
4286 |
5322 |
7693 |
8440 |
9282 |
10201 |
11154 |
12461 |
13030 |
13542 |
14078 |
Реальный темп роста |
% г/г |
118,5 |
111,2 |
135,2 |
101,2 |
104,6 |
102,9 |
101,4 |
96,8 |
97,4 |
98,2 |
98,5 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) |
руб./мес. |
4593 |
5153 |
5688 |
6369 |
6510 |
7306 |
8050 |
9981 |
10743 |
11400 |
12655 |
трудоспособного населения |
руб./мес. |
4971 |
5572 |
6138 |
6878 |
7049 |
7871 |
8683 |
10755 |
11577 |
12287 |
13640 |
пенсионеров |
руб./мес. |
3644 |
4100 |
4521 |
5032 |
5123 |
5998 |
6617 |
8182 |
8803 |
9340 |
10367 |
детей |
руб./мес. |
4389 |
4930 |
5489 |
6157 |
6259 |
7022 |
7752 |
9769 |
10514 |
11154 |
12380 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
% |
13,4 |
13,0 |
12,5 |
12,7 |
10,7 |
10,8 |
11,2 |
13,2 |
13,1 |
12,6 |
12,5 |
Экспорт товаров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд. долл. США |
466,3 |
297,2 |
392,7 |
515,4 |
527,4 |
523,3 |
497,8 |
347,3 |
328,7 |
341,3 |
360,3 |
Темп роста в номинальном выражении |
% г/г |
134,6 |
63,7 |
132,1 |
131,3 |
102,3 |
99,2 |
95,1 |
69,8 |
94,6 |
103,8 |
105,6 |
Темп роста в реальном выражении |
% г/г |
97,5 |
96,7 |
107,0 |
98,2 |
100,3 |
103,4 |
99,9 |
102,9 |
100,4 |
101,2 |
101,8 |
Импорт товаров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд. долл. США |
288,7 |
183,9 |
245,7 |
318,6 |
335,8 |
341,3 |
308,0 |
197,2 |
200,4 |
212,2 |
222,8 |
Темп роста в номинальном выражении |
% г/г |
129,4 |
63,7 |
133,6 |
129,7 |
105,4 |
101,7 |
90,2 |
64,0 |
101,6 |
105,9 |
105,0 |
Темп роста в реальном выражении |
% г/г |
111,0 |
66,2 |
127,5 |
119,7 |
105,8 |
99,2 |
92,1 |
73,6 |
103,0 |
103,7 |
103,5 |
Торговый баланс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд. долл. США |
177,6 |
113,2 |
147,0 |
196,9 |
191,7 |
181,9 |
189,7 |
150,1 |
128,3 |
129,0 |
137,5 |
к ВВП |
% |
10,7 |
7,3 |
7,9 |
8,8 |
9,6 |
8,7 |
10,2 |
12,5 |
10,4 |
9,7 |
9,4 |
Счет текущих операций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд. долл. США |
103,9 |
50,4 |
67,5 |
97,3 |
71,3 |
34,1 |
59,0 |
76,3 |
61,2 |
62,9 |
69,0 |
к ВВП |
% |
6,3 |
3,2 |
3,6 |
4,3 |
3,6 |
1,6 |
3,2 |
6,4 |
4,9 |
4,7 |
4,7 |
Экономически активное население |
млн. чел. |
73,3 |
73,7 |
73,1 |
72,6 |
72,1 |
72,0 |
71,7 |
72,6 |
72,4 |
72,2 |
71,9 |
Занято в экономике |
млн. чел. |
68,6 |
67,5 |
67,6 |
67,7 |
68,0 |
67,9 |
67,8 |
68,4 |
68,2 |
68,1 |
67,8 |
Общая численность безработных |
млн. чел. |
4,7 |
6,3 |
5,5 |
4,9 |
4,1 |
4,1 |
3,9 |
4,2 |
4,2 |
4,1 |
4,1 |
Уровень безработицы |
% к ЭАН |
6,4 |
8,5 |
7,6 |
6,8 |
5,7 |
5,7 |
5,4 |
5,8 |
5,8 |
5,7 |
5,7 |
Производительность труда |
% |
104,8 |
95,9 |
103,2 |
103,8 |
103,0 |
101,9 |
100,8 |
96,7 |
100,9 |
102,1 |
102,7 |
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года
Консервативный | ||||||||||||
|
Единица измерения |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
отчет |
оценка |
прогноз |
||||||||||
Индекс потребительских цен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец года |
% к декабрю |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
106,1 |
106,6 |
106,5 |
111,4 |
112,2 |
108,3 |
106,7 |
105,5 |
в среднем за год |
% г/г |
114,1 |
111,7 |
106,9 |
108,4 |
105,1 |
106,8 |
107,8 |
115,4 |
108,8 |
106,8 |
105,9 |
Валовой внутренний продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
41277 |
38807 |
46309 |
55967 |
62147 |
66194 |
71406 |
73515 |
77146 |
83591 |
89722 |
Темп роста |
% г/г |
105,2 |
92,2 |
104,5 |
104,3 |
103,4 |
101,3 |
100,6 |
96,1 |
99,0 |
101,3 |
102,3 |
Индекс-дефлятор ВВП |
% г/г |
118,0 |
102,0 |
114,2 |
115,9 |
107,4 |
105,2 |
107,2 |
107,1 |
106,0 |
106,9 |
105,0 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
24708 |
22473 |
28764 |
35053 |
38221 |
41372 |
43409 |
48953 |
53774 |
59028 |
62437 |
индекс промышленного производства |
% г/г |
100,6 |
89,3 |
107,3 |
105,0 |
103,4 |
100,4 |
101,7 |
96,7 |
99,5 |
101,3 |
101,5 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
119,2 |
101,9 |
119,3 |
116,1 |
105,5 |
107,8 |
107,1 |
116,7 |
110,5 |
108,4 |
104,2 |
Продукция сельского хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темп роста |
% г/г |
110,8 |
101,4 |
88,7 |
123,0 |
95,2 |
106,2 |
103,7 |
101,4 |
101,3 |
101,9 |
101,9 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
115,0 |
100,8 |
115,9 |
102,5 |
107,6 |
104,4 |
111,7 |
113,2 |
112,2 |
108,0 |
105,9 |
Инвестиции в основной капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
8782 |
7976 |
9152 |
11036 |
12586 |
13450 |
13528 |
13498 |
13824 |
14970 |
16062 |
Темп роста |
% г/г |
109,5 |
86,5 |
106,3 |
110,8 |
106,8 |
100,8 |
97,3 |
90,1 |
93,6 |
100,6 |
101,4 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
119,4 |
105,0 |
107,9 |
108,8 |
106,8 |
106,0 |
103,4 |
110,8 |
109,4 |
107,7 |
105,8 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
13944 |
14599 |
16512 |
19104 |
21395 |
23686 |
26356 |
27891 |
29474 |
31686 |
34049 |
Темп роста |
% г/г |
113,7 |
94,9 |
106,5 |
107,1 |
106,3 |
103,9 |
102,7 |
91,5 |
97,3 |
100,5 |
101,7 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
112,8 |
110,3 |
106,2 |
108,0 |
105,4 |
106,6 |
107,6 |
115,7 |
108,6 |
107,0 |
105,7 |
Объем платных услуг населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
4080 |
4505 |
4944 |
5541 |
6037 |
6927 |
7467 |
8000 |
8538 |
9135 |
9870 |
Темп роста |
% г/г |
104,3 |
97,5 |
101,5 |
103,2 |
103,5 |
102,0 |
101,1 |
97,9 |
98,2 |
100,4 |
101,5 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
114,3 |
113,2 |
108,1 |
108,6 |
105,3 |
107,6 |
106,6 |
109,4 |
108,7 |
106,6 |
106,4 |
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года
Вариант | ||||||||||||
Вариант |
Единица измерения |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
отчет |
оценка |
прогноз |
||||||||||
Индекс потребительских цен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец года |
% к декабрю |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
106,1 |
106,6 |
106,5 |
111,4 |
112,2 |
106,2 |
105,5 |
104,0 |
в среднем за год |
% г/г |
114,1 |
111,7 |
106,9 |
108,4 |
105,1 |
106,8 |
107,8 |
115,4 |
107,3 |
105,5 |
104,7 |
Валовой внутренний продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
41277 |
38807 |
46309 |
55967 |
62147 |
66194 |
71406 |
73515 |
79102 |
85360 |
93024 |
Темп роста |
% г/г |
105,2 |
92,2 |
104,5 |
104,3 |
103,4 |
101,3 |
100,6 |
96,1 |
102,3 |
103,3 |
104,4 |
Индекс-дефлятор ВВП |
% г/г |
118,0 |
102,0 |
114,2 |
115,9 |
107,4 |
105,2 |
107,2 |
107,1 |
105,2 |
104,4 |
104,4 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
24708 |
22473 |
28764 |
35053 |
38221 |
41372 |
43409 |
48953 |
51999 |
56141 |
60405 |
индекс промышленного производства |
% г/г |
100,6 |
89,3 |
107,3 |
105,0 |
103,4 |
100,4 |
101,7 |
96,7 |
101,9 |
102,7 |
103,4 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
119,0 |
100,8 |
115,5 |
116,3 |
104,5 |
106,3 |
107,1 |
116,7 |
104,2 |
105,1 |
104,1 |
Продукция сельского хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темп роста |
% г/г |
110,8 |
101,4 |
88,7 |
123,0 |
95,2 |
106,2 |
103,7 |
101,4 |
102,5 |
102,9 |
102,8 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
115,0 |
100,8 |
115,9 |
102,5 |
107,6 |
104,4 |
111,7 |
113,2 |
103,8 |
104,5 |
103,7 |
Инвестиции в основной капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
8782 |
7976 |
9152 |
11036 |
12586 |
13450 |
13528 |
13498 |
14752 |
16436 |
18626 |
Темп роста |
% г/г |
109,5 |
86,5 |
106,3 |
110,8 |
106,8 |
100,8 |
97,3 |
90,1 |
103 |
106 |
108 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
119,4 |
105,0 |
107,9 |
108,8 |
106,8 |
106,0 |
103,4 |
110,8 |
106,0 |
105,1 |
104,7 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
13944 |
14599 |
16512 |
19104 |
21395 |
23686 |
26356 |
27891 |
29980 |
32455 |
35082 |
Темп роста |
% г/г |
113,7 |
94,9 |
106,5 |
107,1 |
106,3 |
103,9 |
102,7 |
91,5 |
100,8 |
103,2 |
104,0 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
112,8 |
110,3 |
106,2 |
108,0 |
105,4 |
106,6 |
107,6 |
115,7 |
106,6 |
104,9 |
103,9 |
Объем платных услуг населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд. руб. |
4080 |
4505 |
4944 |
5541 |
6037 |
6927 |
7467 |
8000 |
8739 |
9608 |
10626 |
Темп роста |
% г/г |
104,3 |
97,5 |
101,5 |
103,2 |
103,5 |
102,0 |
101,1 |
97,9 |
100,6 |
102,5 |
103,7 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
114,3 |
113,2 |
108,1 |
108,6 |
105,3 |
107,6 |
106,6 |
109,4 |
108,6 |
107,3 |
106,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлены основные параметры прогноза социально-экономического развития России на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.
Прогноз разработан в составе базового, целевого и консервативного вариантов. Они базируются на единой гипотезе развития мировой экономики со среднегодовым темпом 3,5%, что является наиболее низкой среднегодовой динамикой за последний десятилетний период.
Обозначены характеристики всех вариантов. Дана характеристика демографической ситуации, рынку труда.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 октября 2015 г. N Д03И-239 "Об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"
Текст письма официально опубликован не был