Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Резолюция
IV Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей
27 декабря 2017 г.
Дополнительное образование детей в настоящее время переживает стремительное развитие, что позволяет ему отвечать вызовам современного быстро меняющегося мира, в котором все рамочные и базовые знания и компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективного развития конкурентоспособного выпускника образовательной организации и профессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, становится тем важнейшим инструментом, который позволяет подготовить детей к будущей успешной жизни.
Несмотря на то, что этот уровень образования называется "дополнительным" или "неформальным", именно он является площадкой для проб подростков при подготовке к выбору своей жизненной траектории, в том числе профессиональной карьеры.
В рамках IV Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей, проходившего с 11 по 13 декабря 2017 г. в Москве, затронуты проблемы, которые выявили необходимость принятия первоочередных решений и мер, направленных на развитие системы в целом, а также решения приоритетной задачи Правительства Российской Федерации по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными и современными дополнительными общеобразовательными программами.
В ходе работы круглых столов и секций IV Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей сформулированы следующие стратегические установки.
I. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. принять исчерпывающие меры по завершению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии в интересах детей" в части достижения целевого индикатора по доведению заработной платы педагогов дополнительного образования до средней зарплаты учителей к 1 января 2018 года;
2. при определении целей, задач, направлений развития реализации региональных систем дополнительного образования детей руководствоваться положениями паспорта Приоритетного проекта, включаться в реализацию Приоритетного проекта путем формирования эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей в себя региональный модельный центр как "ядро" региональной системы, региональные ресурсные центры по направленностям дополнительного образования, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей, центры по выявлению и поддержке одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, обеспечивающих в регионе выявление, сопровождение и поддержку одаренных детей, а также создание навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам и так далее;
3. при внедрении систем персонифицированного финансирования дополнительного образования детей исходить из целесообразности перевода организационно-управленческих механизмов на новые принципы, отдавая предпочтение полномасштабному введению персонифицированного финансирования в крупных населенных пунктах и полноценному внедрению персонифицированного учета в малонаселенных муниципалитетах, исходя из возможности муниципальных систем и потребности населений муниципалитетов (с учетом необходимости формирования четких критериев отбора организаций, осуществляющих персонифицированное финансирование, для ведения реестра, а также описания и распространения лучших практик субъектов Российской Федерации по персонифицированному учету детей и внедрению модели персонифицированного финансирования);
4. обеспечить дальнейшее развитие сетевых форм реализации образовательных программ с использованием кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов различных организаций, в том числе образовательных организаций разных видов, организаций науки, культуры и спорта, а также реального сектора экономики и предприятий;
5. предложить образовательным организациям внедрять в образовательную деятельность эффективные формы организации деятельности в условиях природной среды (походы, экспедиции, слеты);
6. предложить образовательным организациям внедрять интеграцию системы дополнительного образования и системы отдыха и оздоровления в части реализации краткосрочных дополнительных образовательных программ, в том числе в формате деятельности палаточных лагерей;
7. принять за основу стратегии развития системы дополнительного образования детей принцип выравнивания доступности дополнительного образования с учетом региональных особенностей, соответствующий запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями, включая меры по выравниванию охвата по всем направленностям дополнительного образования детей, в том числе меры по предоставлению равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам:
- для детей, проживающих на отдаленных территориях и в сельской местности, - в том числе с учетом регионального опыта и опыта деятельности детских технопарков "Кванториум" в части создания мобильных образовательных проектов, тематических каникулярных смен;
- для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - с учетом регионального опыта, в том числе Тюменской области;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья - с учетом опыта детского технопарка ФГБОУ ВПО "Российский государственный социальный университет", детского технопарка "Кванториум" города Грозного и других;
- с учетом потребностей детей, проявивших выдающиеся способности, по предоставлению дополнительного образования, отвечающего их запросам и уровню подготовки, - на основе регионального опыта, в том числе Воронежской, Липецкой, Калининградской областей и других;
- продолжить массовизацию мероприятий WorldSkillsJunior, JuniorSkills и Научно-технологической инициативы;
- популяризировать опыт национального чемпионата профессионального мастерства для детей с ограниченными возможностями здоровья "Абилим-пикс" и других конкурсов в субъектах Российской Федерации;
8. принять меры по обновлению в соответствии с современными вызовами и трендами дополнительных профессиональных программ для специалистов сферы дополнительного образования детей, в том числе с использованием механизмов дистанционного образования;
9. учитывать необходимость развития метапредметных и межпредметных навыков и компетенций при обновлении содержания дополнительного образования детей;
10. при планировании дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей и педагогов организаций дополнительного образования детей включать программы и модули по повышению финансовой грамотности;
11. рекомендовать распространение практики стажировок педагогов дополнительного образования в ведущих научных и образовательных организациях, на предприятиях реального сектора экономики, а также межрегиональных педагогических обменов;
12. с учетом принятия изменений в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых, вступающих в силу в 2018 году, рекомендовать активное внедрение его положений в субъектах Российской Федерации, в том числе путем вовлечения в дополнительное образование детей - лидеров детских движений и ведущих специалистов отраслей реального сектора экономики, научных организаций, организаций культуры и спорта, а также студентов и аспирантов, в том числе не имеющих педагогического образования;
13. принять меры по актуализации региональной нормативно-правовой базы с учетом необходимости приведения документов стратегического планирования по развитию региональных систем дополнительного образования детей в соответствие со стратегиями социально-экономического развития регионов, приоритетного проекта, обеспечив сокращение количества действующих нормативных правовых актов;
14. обеспечить сохранность сети организаций дополнительного образования по всем направленностям и их дальнейшее развитие;
15. одобрить практику проведения инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов различных организаций, в том числе образовательных организаций разных видов, организаций науки, культуры и спорта, а также реального сектора экономики и предприятий, и рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основе опыта пилотных муниципалитетов (города Калининград, Великий Новгород, Ковров, Сургут, Югорск) провести мероприятия по инвентаризации ресурсов частных и государственных организаций в целях эффективного и рационального использования уже имеющихся ресурсов;
16. изучить положительный опыт функционирования детских технопарков "Кванториум" в части построения образовательной деятельности и формирования образовательных программ, а также опыт реализации проекта "Урок технологии" с целью распространить практику реализации общеобразовательных предметов и проведения внеурочной деятельности в организациях дополнительного образования детей с использованием их ресурсов;
17. рекомендовать дальнейшее развитие в субъектах Российской Федерации проекта "Шахматное образование" и распространение практики создания "шахматных гостиных" в организациях дополнительного образования детей;
18. обеспечить дальнейшее развитие профориентационной работы в образовательных организациях с учетом потребностей соответствующего субъекта Российской Федерации;
19. изучить положительный опыт деятельности профильных региональных образовательных организаций туристско-краеведческой направленности (Республика Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, г. Санкт-Петербург) в части построения эффективных региональных систем организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися;
20. обеспечить дальнейшее развитие профориентационной работы в образовательных организациях;
21. обеспечить приведение региональной нормативной базы, регулирующей осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей в соответствие с федеральным законодательством и иными актами, в том числе приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование для детей".
II. Предложить Минобрнауки России:
22. продолжить работу по снятию барьеров в нормативно-правовом регулировании реализации образовательных программ в сетевой форме, в том числе в части лицензирования образовательной деятельности и упрощения механизмов поставщиков товаров, работ, услуг в целях реализации программ в сетевой форме в условиях природной среды, а также на базе учреждений культуры;
23. совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пересмотреть санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей в целях обеспечения равного доступа детей к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, и увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами;
24. разработать рекомендованные критерии принятия решения о готовности муниципальных систем дополнительного образования к внедрению полноценных систем персонифицированного финансирования;
25. организовать открытые массовые курсы по подготовке и повышению квалификации региональных проектных команд в сфере дополнительного образования детей;
26. разработать модельные решения по нормативному регулированию зачета образовательных результатов, полученных в организациях дополнительного образования в качестве освоения основных общеобразовательных программ в рамках внеурочной деятельности;
27. проработать вопрос о создании и внедрении механизма учета индивидуальных достижений учащихся по дополнительным общеобразовательным программам для использования в конкурсных процедурах при поступлении в организации СПО и ВПО;
28. утвердить план мероприятий, посвященных 100-летию отечественной системы дополнительного образования детей;
29. органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Минобрнауки России, Минкомсвязи России совместно с общероссийскими и региональными общественными объединениями отметить значимость родительского просвещения и использования механизма социальной рекламы в сфере дополнительного образования и продолжить работу, направленную на популяризацию института дополнительного образования среди населения.
Все приведенные стратегические установки прошли общественное обсуждение и поддержаны как эффективные и необходимые для реализации участниками Совещания, в котором приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, представители экспертного и научного сообщества, организаций дополнительного образования и молодежной политики, учреждений культуры, искусства и спорта, представители государственных корпораций и частного сектора.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2017 г. N ТС-1176/09 "О направлении резолюции" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.