Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Борьба с картелями
В мировой практике одним из самых опасных видов правонарушений в сфере конкурентных отношений, причиняющих наибольший вред интересам государства в экономической сфере, считаются картели. Борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями является одним из важнейших направлений деятельности ФАС России.
ФАС России ведется целенаправленная работа по выявлению и пресечению картелей практически во всех секторах российской экономики, включая добычу и реализацию природных ресурсов, обеспечение населения медикаментами и продуктами питания, а также в сферах государственного оборонного заказа, государственных закупок и закупок компаний с государственным участием.
На протяжении последних лет ФАС России ежегодно выявляет (принимает решения о наличии нарушения) около 300 картелей и иных антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов и еще около 200 антиконкурентных соглашений с участием органов власти. Из общего числа выявленных картелей более 80% - сговоры на торгах. Доход участников картелей составляет сотни миллиардов рублей, в случае с торгами ущерб от таких соглашений может достигать до 40% от начальной (максимальной) цены контракта.
Объем государственных закупок в 2016 году составил более 5,3 триллиона рублей*, общая сумма закупок государственных компаний - 25 триллионов рублей**.
Согласно методике оценки экспертов ОЭСР, ежегодно ущерб от картелей в сфере государственных закупок, с учетом их высокой латентности, может достигать в России до 2,2% ВВП, что в абсолютных цифрах может составлять до 1,5 трлн рублей.
При таких обстоятельствах картели можно рассматривать как одну из угроз национальной безопасности страны в сфере экономики.
В современных условиях противодействие картелям и иным антиконкурентным соглашениям требует взаимодействия антимонопольных, правоохранительных, контрольных и надзорных органов.
С 2015 года Федеральной антимонопольной службой, МВД России и Следственным комитетом Российской Федерации разработаны и начали внедряться эффективные механизмы взаимодействия, обмена информацией, передачи материалов уголовных дел и результатов оперативно-разыскных мероприятий. Практически во всех субъектах Российской Федерации между территориальными органами ФАС России и правоохранительными органами заключены соглашения о взаимодействии и созданы рабочие группы.
В отчетном периоде эта работа была продолжена: состоялось совещание руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева и Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева, регулярно проводились совещания между ФАС России и МВД России по вопросам расследования конкретных дел и организации межведомственного взаимодействия. Кроме того, проводились совещания с участием ФАС России, Минкомсвязи России, Роскомнадзора по вопросам разграничения тайны связи и сведений, составляющих иную охраняемую законом тайну в части использования этой информации по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В июне 2016 года состоялось совещание с участием ФАС России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Минздрава России и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по вопросам исполнения законодательства о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан, в том числе о ценообразовании на лекарственные средства.
Также на постоянной основе в правоохранительные органы (органы прокуратуры, ФСБ России, МВД России, СК России) направлялись материалы для возбуждения уголовных дел.
Международное сотрудничество в сфере борьбы с картелями является одним из самых важных направлений деятельности ФАС России.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11.06.2014 N ДМ-П2-4327р и Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 11.08.2014 N ИШ-П13-6070 ФАС России подготовлен проект международной конвенции "О борьбе с картелями". Предлагается принять Конвенцию как базовый международный акт, определяющий принципы взаимодействия между антимонопольными и правоохранительными органами стран-участников в сфере предупреждения, выявления, расследования, пресечения и преследования запрещенных форм антиконкурентного поведения в виде заключения и участия в картелях, влияние которых распространяется на товарные рынки или торги, затрагивающие интересы хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на территории более чем одной страны-участницы, либо на функционирование трансграничных рынков. В деятельности Рабочей группы по разработке Международной конвенции "О борьбе с картелями" принимают участие ФАС России, Минэкономразвития России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, МИД России, МВД России и другие заинтересованные структуры.
Началось обсуждение проекта Конвенции на площадке Евразийской экономической комиссии.
Тезисы Конвенции обсуждены на Петербургском международном юридическом форуме. Проект Конвенции также рассмотрен на II заседании Научного Совета РАН по проблемам защиты конкуренции 8 июня 2016 г.
Несмотря на реализацию антимонопольными органами мер по предупреждению и пресечению картелей и иных антиконкурентных соглашений, в 2016 году было возбуждено 412 дел по признакам нарушений статьи 11 Закона о защите конкуренции (антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами) и 262 дела по признакам нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции (антиконкурентные соглашения с участием органов власти), информация по которым приведена в таблице 1.
Таблица 1
Количество возбужденных дел о нарушении статей 11, 16 Закона о защите конкуренции за 2016 год
Статья Закона о защите конкуренции |
Возбуждено дел в 2016 году |
Статья 11 (всего), в том числе: |
357 |
- часть 1 (картели) |
276 |
из них сговоров на торгах |
243 |
- часть 2 ("вертикальные" соглашения) |
1 |
- часть 3 (соглашения на рынке электрической энергии) |
1 |
- часть 4 (иные соглашения) |
59 |
- часть 5 (координация экономической деятельности) |
20 |
238 |
К наиболее подверженным картелям и иным антиконкурентным соглашениям относятся рынки поставок лекарственных средств и медицинских изделий, а также рынки строительных и ремонтных работ, включая строительство, ремонт и обслуживание автомобильных дорог, что представлено в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Сферы экономической деятельности с наибольшим числом нарушений ст. 11 Закона о защите конкуренции
Примеры наиболее значимых дел:
В 2016 году ФАС России и её территориальными органами возбуждено более 60 дел о картелях на поставку лекарственных средств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд.
Дело АМЗ-1-00-50/00-22-16 (картель поставщиков лекарственных средств и медицинских изделий для медицинских учреждений)
12 декабря 2016 года ФАС России признала наличие картельного сговора между ООО "ФАРМ СКД" и ОАО "НОВОФАРМ" на государственных торгах по поставке лекарственных препаратов, медицинских изделий, средств дезинфекции и лечебного питания с целью поддержания цен на них (нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
Ответчики по данному делу входят в десятку крупнейших поставщиков лекарств для борьбы с ВИЧ, лечения инфекционного гепатита B и C и препаратов для онкобольных.
Заключение картельного соглашения и участие в нем подтверждается результатами проведенной внеплановой выездной проверки ООО "ФАРМ СКД", сведениями, полученными по запросам от заказчиков, банков, электронных торговых площадок.
Ответчиками в подавляющем большинстве случаев использовались идентичные ip-адреса для подачи заявок, ценовых предложений и подписания контрактов.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО "ФАРМ СКД" обнаружены документы и файлы электронной почты, адресованные ОАО "Новофарм", исходящая корреспонденция от имени ОАО "Новофарм".
Первые части заявок ответчиков в подавляющем большинстве содержат идентичные товарные наименования, совпадают по учетной записи пользователя, изготовившего и изменившего файл.
ОАО "Новофарм" при участии в одном и том же открытом аукционе в электронной форме с ООО "ФАРМ СКД" для оплаты обеспечения участия в нём, использовались денежные средства, полученные от ООО "ФАРМ СКД". В некоторых случаях при участии ответчиков в одном и том же открытом аукционе в электронной форме, победитель приобретал товар для поставки заказчику у проигравшего.
Поводом для возбуждения данного дела послужило заявление Фонда мониторинга государственных закупок и торгов имуществом "За честные закупки". Картель реализован при проведении более 400 открытых аукционов в электронной форме на общую сумму более 400 млн рублей.
Материалы по делу переданы в МВД России для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ.
Решение ФАС России не обжаловалось. Срок обжалования не истек.
Дело АМЗ-6-11949-16/6 ("антиконкурентные соглашения при проведении торгов на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования)
02.07.2016 Самарским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО "СМТ", ООО "ЦЭХ-Здоровье" и Министерства здравоохранения Самарской области по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, статьи 16 Закона о защите конкуренции. Позднее в качестве ответчиков по делу были привлечены ООО "Медсимвол", ООО "ДжиИ Хэлскеа" и ГБУЗ "СОКБ им. В.Д. Середавина".
Решением Самарского УФАС России от 02.02.2017 по делу N АМЗ - 6-11949-16/6 ООО "СМТ", ООО "ЦЭХ-Здоровье" и ООО "Медсимвол" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах, предметом которых являлись работы по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования.
В действиях ООО "СМТ", ООО "ЦЭХ-Здоровье" и Министерства здравоохранения Самарской области установлено нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции: ООО "ЦЭХ-Здоровье" отказалось от участия в торгах, что привело к минимальному снижению цены и заключению контракта на сумму 4 253 801 000 рублей с ООО "СМТ" (снижение НМЦК составило 2,5%).
ООО "ДжиИ Хэлскеа" (занимается производством и обслуживанием медицинского оборудования), ООО "СМТ" и Министерство здравоохранения Самарской области признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту дорогостоящего медицинского оборудования, установленного в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Самарской области.
Кроме того, в действиях ООО "СМТ" и ГБУЗ "СОКБ им. В.Д. Середавина" установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 17, выразившееся в предоставлении преимущественных условий ООО "СМТ" для участия в торгах; в действиях ГБУЗ "СОКБ им. В.Д. Середавина" установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили материалы, полученные из следственного управления Следственного комитета России по Самарской области.
В отношении должностных лиц ООО "СМТ" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом "а" части 2 статьи 204 УК РФ (Коммерческий подкуп), а также должностных лиц Министерства здравоохранения Самарской области - по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями).
По решению суда должностное лицо Минздрава Самарской области отстранено от должности.
Решение антимонопольного органа не обжаловалось. Срок обжалования не истек.
Дело АМЗ - 1-00-129/00-22-15 (картель поставщиков вещевого имущества для нужд МВД России, ФСБ России и ФТС России)
Виновными в участии в беспрецедентном по размаху картеле признаны 90 юридических лиц.
ФАС России вынесла решение по делу о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции (картель, сговор на торгах) при проведении торгов на поставку вещевого имущества для нужд МВД России, ФСБ России и ФТС России.
Было выявлено 18 открытых аукционов в электронной форме, которые прошли в условиях сговора участников на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Некоторые участники картеля одновременно управляли 3-4 юридическими лицами и выставляли их на аукционы для создания видимости конкуренции на торгах.
Ценовые предложения подавались чаще одной организацией несмотря на то, что в аукционе участвовали от 11 до 40 организаций, остальные отказывались от борьбы для обеспечения победы "нужному" участнику и поддержания цен.
Участниками картеля была разработана система "квот", которые рассчитывались с учетом начальной цены контракта пропорционально количеству участников аукциона. "Квоты" можно было получить, обменять или накопить. После накопления определенного количества "квот" и достижения договоренностей с остальными участниками картеля один из сговорившихся мог стать "контрактодержателем по аукциону".
Заключение картельного соглашения и участие в нем подтверждается материалами внеплановых проверок, а также признаниями ряда ответчиков, поступившими в ФАС России по программе освобождения от ответственности.
Картели в сфере закупок для нужд силовых структур не только подрывают основополагающие принципы конкуренции, но и могут стать угрозой национальной безопасности страны. Решение и материалы дела направлены в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями 178 и 210 УК РФ.
Решение ФАС России обжаловано в арбитражный суд. Судебное решение не вынесено.
Дело АМЗ - 1-11.1-37/00-22-15 ("картель по установлению и поддержанию цен, разделу товарного рынка по объему продажи товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов")
1 июня 2016 года ФАС России признала ООО "Камский кабель", ОАО "РОССКАТ", АО "Кабельный завод "Кавказкабель", ОАО "Народное предприятие "Подольсккабель", ООО "Холдинг Кабельный Альянс", АО "Уралкабель", АО "Сибкабель" нарушившими антимонопольное законодательство. Нарушение выразилось в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к установлению и поддержанию цен, разделу товарного рынка по объему продажи товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов (нарушение пунктов 1 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
ФАС России установлено, что в начале 2014 года организации - производители нефтепогружного кабеля заключили антиконкурентное соглашение, предусматривавшее раздел рынка реализации нефтепогружного кабеля (за исключением высокотемпературного нефтепогружного кабеля) в 2014-2015 годах с закреплением за каждой организацией - участником соглашения примерной доли на этом рынке, а также об отказе от конкурентного способа определения цены на продукцию.
Участники соглашения, будучи крупнейшими производителями нефтепогружного кабеля, по сути вынудили крупные государственные компании и других потребителей закупать нефтепогружной кабель по завышенным, экономически необоснованным ценам.
Решение и материалы направлены в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ.
Решение ФАС России обжаловано в арбитражный суд. Судебное решение не вынесено.
Задачи:
декартелизация сферы строительства, в том числе дорожного, содержания и ремонта дорог; сферы государственных закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий;
проведение антикартельных расследований в сфере государственных закупок компьютерной техники;
усиление взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами в целях выявления и пресечения деятельности картелей и иных антиконкурентных соглашений;
формирование единой правоприменительной и судебной практики;
укрепление международного сотрудничества по противодействию картелям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.