Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства
ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ).
1. Рассмотрение ходатайств, уведомлений в соответствии с требованиями Закона N 57-ФЗ
В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в ФАС России находились на рассмотрении 57 ходатайств иностранных инвесторов (в том числе 7 ходатайств перешли с 2015 г.), из которых:
- 22 ходатайства рассмотрены Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия), из них принято 10 решений о предварительном согласовании сделок, 11 решений о предварительном согласовании сделок с возложением обязательств, 1 решение о продлении срока рассмотрения ходатайства;
- 21 ходатайство возвращено заявителям как не требующие предварительного согласования;
- 2 ходатайства возвращены заявителям без рассмотрения на основании непредставления документов на запрос ФАС России;
- 1 ходатайство отозвано заявителем по причине отказа от намерения осуществить планируемую сделку;
- 10 ходатайств на 31.12.2016 находились на рассмотрении (в том числе 1 продленное ходатайство).
Все решения Правительственной комиссии оформлены ФАС России согласно требованиям Закона N 57-ФЗ и направлены заявителям в установленном порядке. Ни одно из решений не было обжаловано в суде.
Кроме того, в рамках контроля за осуществлением иностранных инвестиций было рассмотрено:
46 уведомлений, поданных в соответствии с требованиями Закона N 57-ФЗ;
6 запросов иностранных инвесторов о необходимости предварительного согласования сделок в случае, если при совершении сделок факт установления контроля заявителя над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, не являлся очевидным;
175 обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, органов государственной власти, отнесенных к компетенции ФАС России в области контроля за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (в том числе 34 обращения о разъяснении норм применения Закона N 57-ФЗ);
42 запроса Федерального агентства по недропользованию по вопросам получения и переоформления лицензий на право пользования участками недр федерального значения, а также участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет;
28 поручений Аппарата Правительства Российской Федерации и поручений, содержащиеся в нормативных документах;
проведено 32 проверки (30 документарных и 2 выездные) соблюдения условий выполнения обязательств по соглашениям, заключенным ФАС России с иностранными инвесторами.
В целях выявления сделок, подпадающих под действие Закона N 57-ФЗ, в 2016 году проведен анализ 69 ходатайств, поданных иностранными инвесторами в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции. В результате проведенной работы был выявлен ряд сделок, для совершения которых требовалось предварительное согласование или последующее уведомление о совершении сделки в соответствии с Законом N 57-ФЗ, что позволило предупредить возможные нарушения данного закона и обеспечить соблюдение требований Закона о защите конкуренции.
2. Нормативно-правовая работа
2.1. В 2016 году в целях недопущения негативного влияния иностранного капитала на развитие рыбодобывающей отрасли Российской Федерации, являющейся составной частью продовольственной и экономической безопасности страны, ФАС России был подготовлен и 30.03.2016 направлен на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти и организации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". По завершении установленной процедуры согласования данный законопроект направлен на проведение правовой и антикоррупционной экспертиз в Министерство юстиции Российской Федерации (письмо от 21.12.2016 N 88629/16) и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (письмо от 20.01.2017 N СП/2846/17).
2.2. Разработаны поправки к проекту федерального закона N 788849-6 "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (направлены письмом Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 N 5627п-П7 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации), предусматривающие возможность по решению Председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации выносить на рассмотрение комиссии любые сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ.
2.3. Проведена работа по приведению подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ", а именно подготовлены и приняты:
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1448 "О внесении изменения в Правила представления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сделок, иных действий, подлежащих предварительному согласованию";
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1449 "О внесении изменения в Правила осуществления предварительного согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
2.4. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2016 N 46 "О внесении изменений в пункт 9 Положения о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации". С учетом данных изменений Правительственная комиссия имеет возможность принятия решений путем проведения заочного голосования, что позволит в определенных случаях ускорить рассмотрение и принятие решений по существу по ходатайствам иностранных инвесторов.
2.5. Принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 N 21-р "О внесении изменений в состав Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 N 888-р".
3. Пресечение нарушений в сфере контроля за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
ФАС России выигран ряд судебных дел, итогом которых явилось пресечение нарушений требований Закона N 57-ФЗ:
1. ФАС России в мае 2012 года обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с иском к иностранным компаниям "ХАЗАР СИ ШИППИНГ ЛАЙНЗ", "Саус Уэй Шиппинг Эдженси" и "АЗОРЕС ШИППИНГ КОМПАНИ Эл. Эл. ЭфЗэтИ", косвенный контроль над которыми осуществляет иностранное государство - Исламская Республика Иран, осуществившим в нарушение запрета, установленного Законом N 57-ФЗ, сделки по приобретению акций ОАО "Астраханский порт", имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (дело N А06-2683/2012).
Арбитражным судом Астраханской области 23.05.2014 принято решение об удовлетворении исковых требований ФАС России о признании сделок, совершенных данными компаниями в отношении ОАО "Астраханский порт", недействительными.
Двенадцатым арбитражным апелляционным судом 17.07.2015 вынесено постановление об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы иностранных компаний. Иностранными компаниями была подана кассационная жалоба на решение и постановление указанных судов.
Арбитражным судом Поволжского округа 02.02.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменены и дело прекращено в связи с заключением мирового соглашения, по условиям которого иностранные компании обязались продать принадлежащие им акции ОАО "Астраханский порт" в пользу российской организации, не находящейся под контролем иностранного инвестора, либо организации, имеющей предварительное согласование сделки (сделок) Правительственной комиссии.
Компания "ХАЗАР СИ ШИППИНГ ЛАЙНЗ", ЗАО "Представительство судоходного обслуживания Хупад Дарья" (ранее - компания "Саус Уэй Шиппинг Эдженси"), компании "АЗОРЕС ШИППИНГ КОМПАНИ Эл. Эл. ЭфЗэтИ" 06.07.2016 исполнили условия мирового соглашения, продав принадлежащие им акции ОАО "Астраханский порт" ЗАО "Насим Бахр Киш", которым ранее было получено предварительное согласование данных сделок Правительственной комиссии.
2. В Арбитражный суд города Москвы ФАС России 15.12.2015 обратилась с иском к ООО "Велент Транс" и компании "Далмерз Сервисез Лимитед" (дело N А40-243962/2015).
ООО "Велент Транс", являющееся иностранным инвестором, совершило сделку по приобретению у компании "Далмерз Сервисез Лимитед" 99,9667% акций ОАО "Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ", являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Совершение указанной сделки в соответствии с Законом N 57-ФЗ требовало предварительного согласования Правительственной комиссии. Вместе с тем ходатайства, предусмотренного статьей 8 Закона N 57-ФЗ, в ФАС России не поступало, что повлекло за собой последствия, предусмотренные статьей 15 Закона N 57-ФЗ.
В связи с заключением сторонами мирового соглашения судом первой инстанции 24.02.2016 принято определение о прекращении производства по делу.
ООО "Велент Транс" 22.04.2016 исполнило условия мирового соглашения, продав 99,9667% акций ОАО "Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ" российскому обществу ООО "Русская машиностроительная корпорация", находящемуся под контролем гражданина и налогового резидента Российской Федерации, не имеющего иного гражданства.
Таким образом, ФАС России осуществлена защита национальных интересов Российской Федерации при выполнении функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные дела имеют особую значимость в соответствии с государственными приоритетами.
4. Усиление контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях
В 2016 году в рамках работы по усилению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях ФАС России к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечены 10 организаций, в том числе:
6 иностранных юридических лиц и 3 российских юридических лица за непредставление информации по требованию ФАС России;
1 российское юридическое лицо за непредставление ходатайства и уведомления в соответствии с требованиями Закона N 57-ФЗ.
Впервые с момента введения административной ответственности за нарушения законодательства об иностранных инвестициях в Российской Федерации к ответственности были привлечены физические лица (два гражданина Российской Федерации, проживающие в иностранных государствах) за непредставление необходимой информации по запросу уполномоченного органа.
Из 14 постановлений о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу, было оплачено 8 на общую сумму 2 млн 259 тыс. руб. По 3 постановлениям о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях направлены заявления о возбуждении исполнительного производства в Федеральную службу судебных приставов. По 1 из вступивших в законную силу постановлений вынесено определение о рассрочке исполнения постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении. Также судебными приставами в отчетном периоде был взыскан наложенный в 2014 году ФАС России на российское юридическое лицо административный штраф в размере 500 тыс. руб.
Кроме того, в отношении двух хозяйственных обществ были составлены протоколы об административных правонарушениях в связи с непредставлением необходимой информации по запросу уполномоченного органа. Вместе с тем производство по административным делам было прекращено по причине исполнения указанными обществами в полном объеме требований ФАС России по предоставлению необходимой информации.
Задачи:
дальнейшее совершенствование законодательства по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, в том числе подготовка предложений по внесению изменений в Закон N 57-ФЗ, в примерную форму Соглашения об обеспечении выполнения обязательств иностранным инвестором или группой лиц при осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденную приказом ФАС России от 17.08.2008 N 357, в административные регламенты ФАС России по исполнению государственных услуг (функций) по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и их реализация;
подготовка предложений в новую редакцию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части нарушений законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации;
совершенствование административных регламентов по исполнению государственных услуг (функций) по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
публичное освещение правового регулирования в Российской Федерации порядка осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение;
усиление контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.