Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2018 г. N 64-АПГ17-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Крушевского Фёдора Николаевича на решение Сахалинского областного суда от 5 октября 2017 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании Закона Сахалинской области от 26 декабря 2016 года N 120-ЗО "Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границах и статусе муниципальных образований Сахалинской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии со статьёй 1 Закона Сахалинской области от 26 декабря 2016 года N 120-ЗО "Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границах и статусе муниципальных образований Сахалинской области", Углегорское городское поселение, Шахтёрское городское поселение, Бошняковское сельское поселение объединены в городское поселение без изменения границ Углегорского муниципального района Сахалинской области". Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа. Углегорское городское поселение, Шахтёрское городское поселение, Бошняковское сельское поселение, утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу данного закона.
Статья 2 названного закона содержит переходные положения, касающиеся осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения городского округа после вступления в силу указанного закона.
Статьями 3 и 4 закона вносятся изменения в отдельные положения Закона Сахалинской области от 21 июля 2004 года N 524 "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области", признаются утратившими силу положения: Закона Сахалинской области от 17 июля 2005 года N 42-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границе и статусе муниципальных образований в Сахалинской области", Закона Сахалинской области от 26 ноября 2009 года N 97-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границе и статусе муниципальных образований в Сахалинской области"; Закона Сахалинской области от 24 декабря 2012 года N 120-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области" и Закон Сахалинской области "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О муниципальных выборах в Сахалинской области".
Статьёй 5 установлен срок вступления в силу настоящего закона.
Крушевский Ф.Н. обратился с административным исковым заявлением о признании недействующим названного нормативного правового акта, ссылаясь на его противоречие статьям 11, 13, 17, 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушение его прав в указанной сфере общественных отношений. По мнению заявителя, преобразование поселений посредством их объединения и наделение статусом городского округа произошло без выяснения мнения населения, которое должно было проводиться путём голосования избирателей, проживающих на территории объединяющихся городских и сельских поселений, муниципального образования и обладающих активным избирательным правом.
Решением Сахалинского областного суда от 5 октября 2017 года Крушевскому Ф.Н. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Сахалинской областной Думой, Губернатором Сахалинской области и прокуратурой Сахалинской области поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий (статья 131 Конституции Российской Федерации).
В силу предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, гарантии его осуществления, городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Преобразованием муниципальных образований является в том числе объединение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 1, 2 и 3 статьи 13); структуру органов местного самоуправления составляет в том числе глава муниципального образования (часть 1 статьи 34); вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания (пункт 4 части 3 статьи 28).
Как усматривается из материалов дела, объединение территории Углегорского городского поселения, Шахтёрского городского поселения, Бошняковского сельского поселения инициировано главами перечисленных муниципальных образований. В каждом объединяемом поселении были назначены и проведены публичные слушания. Согласие населения оформлено решениями Совета Углегорского городского поселения от 3 октября 2016 года N 116, Совета Шахтерского городского поселения от 3 октября 2016 года N 62, Совета Бошняковского сельского поселения от 8 октября 2016 г. N 140.
11 ноября 2016 года проект Закона Сахалинской области "Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области" внесён Губернатором Сахалинской области в Сахалинскую областную Думу.
22 декабря 2016 года Закон Сахалинской области "Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области" принят Сахалинской областной Думой.
26 декабря 2016 года указанный закон подписан Губернатором Сахалинской области и 30 декабря 2016 года официально опубликован в газете "Губернские ведомости".
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца приведённый порядок объединения Углегорского городского поселения, Шахтёрского городского поселения, Бошняковского сельского поселения, при котором имело место согласие населения поселений, выраженное представительным органом каждого из объединяемых поселений, не может быть признан не соответствующим требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ввиду того, что объединение Углегорского городского поселения, Шахтёрского городского поселения, Бошняковского сельского поселения не повлекло за собой изменения границ иных муниципальных образований, то необходимости согласия населения указанных населённых пунктов, выраженного путём голосования (референдума), законодательством не требуется, поскольку в данном случае в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласие населения выражается путем принятия решения представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Выводы суда о законности оспариваемых административным истцом положений соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, при рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Сахалинского областного суда от 5 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крушевского Фёдора Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2018 г. N 64-АПГ17-20
Текст определения официально опубликован не был