Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2018 г. N 21-КГ17-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 февраля 2018 г. гражданское дело по иску Кучменова Валерия Барасбиевича к Федеральной службе исполнения наказаний и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании поставить на данный учёт по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Эндреевой Людмилы Магазалиевны на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности Тхамитлоковой И.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кучменов Валерий Барасбиевич 31 октября 2016 г. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике) и с учётом отказа от части исковых требований просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) от 2 февраля 2016 г. N 5, обязать ФСИН России поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата) на основании рапорта от 24 марта 2014 г.
В обоснование заявленных требований Кучменов В.Б. указал, что он проходит службу в УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике в должности начальника ведомственной противопожарной охраны, стаж его службы в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы составляет более 25 лет, он имеет специальное звание подполковника внутренней службы.
Кучменов В.Б. с семьёй из пяти человек (он, супруга и трое детей) проживает в жилом помещении общей площадью 98,5 кв.м по адресу: ... Супруга истца Кучменова М.Х. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение, в котором зарегистрированы по месту жительства 10 человек.
В марте 2014 г. Кучменов В.Б. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике с рапортом о принятии его и членов его семьи (супруги, двух сыновей и дочери) на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив необходимые документы.
24 марта 2014 г. территориальной подкомиссией УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике было принято решение направить в ФСИН России документы для рассмотрения вопроса о постановке Кучменова В.Б. на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г. (выписка из протокола N 5) Кучменову В.Б. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением им обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 г. N 369 (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
По мнению Кучменова В.Б., решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по указанному основанию является незаконным.
Представитель ответчиков в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2016 г. исковые требования Кучменова В.Б. удовлетворены. Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г., оформленное протоколом N 5, в части отказа Кучменову В.Б. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты и обязал ФСИН России поставить Кучменова В.Б. с составом семьи из пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им рапорта - 24 марта 2014 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем Федеральной службы исполнения наказаний России, У ФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике Эндреевой Л.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, У ФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике 9 октября 2017 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С. В. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 декабря 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Кучменов В.Б., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Кучменова В.Б.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кучменов В.Б. проходит службу в УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике в должности начальника ведомственной противопожарной охраны, стаж его службы в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы составляет более 25 лет, он имеет специальное звание подполковника внутренней службы.
С 30 мая 1997 г. Кучменов В.Б. состоит в браке с Кучменовой М.Х., они имеют двоих сыновей: Кучменова Тамерлана, ... года рождения, Кучменова Тембулата, ... года рождения, и дочь Кучменову Лауру, ... года рождения.
Супруга истца Кучменова М.Х. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 98,5 кв.м по адресу: ... В этом жилом помещении постоянно зарегистрированы 10 человек, в том числе Кучменова М.Х. - с 22 октября 2004 г., Кучменов В.Б. - с 24 октября 2013 г., Кучменов Тамерлан - с 4 октября 2011 г., Кучменов Тембулат - с 10 декабря 2013 г. и Кучменова Лаура - с 11 декабря 2013 г.
В период с 29 сентября 2004 г. по 24 октября 2013 г. Кучменов В.Б. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 55,3 кв.м по адресу: ..., собственником которого до 30 декабря 2003 г. являлась его супруга Кучменова М.Х.
В марте 2014 г. Кучменов В.Б. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике с рапортом (заявлением) о принятии его и членов его семьи (супруги и троих детей) на учёт для получения единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приложив необходимые документы.
24 марта 2014 г. территориальной подкомиссией УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике было принято решение направить в ФСИН России документы для рассмотрения вопроса о постановке Кучменова В.Б. на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г., оформленным выпиской из протокола N 5, Кучменову В.Б. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (не представлены сведения о регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей Кучменова В.Б.: Кучменова Тамерлана до 2011 года, Кучменова Тембулата и Кучменовой Лауры до 2013 года, а также копии финансовых лицевых счетов с места жительства Кучменова В.Б. и совместно проживающих с ним членов его семьи за последние 5 лет до подачи рапорта (заявления) о принятии на учёт.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кучменова В.Б. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г. об отказе в постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты, возложении на ФСИН России обязанности поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из пяти человек с даты подачи рапорта, суд первой инстанции со ссылкой на положения частей 3 и 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил предоставления единовременной социальной выплаты сделал вывод о наличии у Кучменова В.Б. права на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им рапорта о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты - 24 марта 2014 г. - и, как следствие, о незаконности принятого в отношении его решения комиссии ФСИН России.
В обоснование такого вывода суд первой инстанции указал, что по запросу в суд представлены копии материалов по рапорту Кучменова В.Б., направленных подкомиссией УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике в ФСИН России, из которых следует, что истец и члены его семьи проживают в жилом помещении общей площадью 98,5 кв.м, супруге истца принадлежит 1/5 доли в праве собственности на это жилое помещение, в нём зарегистрированы и проживают 10 человек. В связи с этим, по мнению суда, на каждого члена семьи Кучменова В.Б. приходится 3,94 кв.м общей площади жилого помещения, что свидетельствует о наличии оснований, с которыми закон связывает право сотрудника на получение единовременной социальной выплаты.
Суд также сделал вывод о том, что отказ в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты по причине отсутствия сведений о регистрации несовершеннолетних детей Кучменова В.Б. по месту его жительства не основан на законе.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлёкшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлёкшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведённой нормы перечень намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции, действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России 2 февраля 2016 г. рапорта Кучменова В.Б. о принятии его с членами семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учётом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учёту подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведённых нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учёт.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом приведённые нормы жилищного законодательства, регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению приняты во внимание не были, в связи с чем не были установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора.
Между тем при разрешении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами с учётом заявленных Кучменовым В.Б. требований и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются установление его нуждаемости в жилом помещении по одному из оснований, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м), а также установление несовершения Кучменовым В.Б. или членами его семьи намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Кучменов В.Б. длительное время (с 29 сентября 2004 г. по 24 октября 2013 г.) был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 55,3 кв.м по адресу: ... собственником которого до 30 декабря 2003 г. являлась его супруга Кучменова М.Х.
24 октября 2013 г., то есть менее чем за пять месяцев до обращения в марте 2014 г. в территориальную подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты, Кучменов В.Б. снялся с регистрационного учёта в указанном выше жилом помещении и зарегистрировался по месту жительства в квартире общей площадью 98,5 кв.м по адресу: ..., в которой, включая истца и членов его семьи, зарегистрированы по месту жительства 10 человек.
С учётом приведённых обстоятельств суду следовало выяснить, в каком качестве был зарегистрирован Кучменов В.Б. по месту жительства в квартире общей площадью 55,3 кв.м по адресу: г. Нальчик, ул. Тарчокова, д. 54Д, кв. 62, и возникло ли у него право на это жилое помещение по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 69 и 31 этого кодекса), были ли действия Кучменова В.Б., который добровольно снялся с регистрационного учёта по месту жительства в данном жилом помещении и впоследствии зарегистрировался по месту жительства в квартире по адресу: ..., намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрёл ли Кучменов В.Б. в результате таких действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты.
Однако суд первой инстанции не установил названные юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, сославшись лишь на то, что с учётом права собственности супруги истца Кучменовой М.Х. на 1/5 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 98,5 кв.м по адресу: ..., на каждого из членов семьи Кучменова В.Б приходится 3,94 кв.м общей площади жилого помещения.
Между тем действия Кучменова В.Б. по снятию с регистрационного учёта по месту жительства в жилом помещении по адресу: ..., а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом жилом помещении, в котором постоянно зарегистрированы 10 человек, включая истца и членов его семьи, могут свидетельствовать об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ дают право комиссии отказать сотруднику в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий. Однако в нарушение требований статей 56, 67, 196 ГПК РФ такие обстоятельства не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции при разрешении настоящего спора.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о наличии у Кучменова В.Б. права на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им рапорта о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты - 24 марта 2014 г. - и, как следствие, о незаконности принятого в отношении его решения комиссии ФСИН России не основан на нормах права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Судебная коллегия считает ошибочным и вывод суда первой инстанции о незаконности отказа в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты по причине отсутствия сведений о регистрации несовершеннолетних детей Кучменова В.Б. по месту его жительства, так как исходя из положений пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при обращении с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник должен представить документы, подтверждающие регистрацию его и членов его семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) по месту жительства или по месту пребывания, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. Как следует из решения комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г., в представленных на рассмотрение комиссии документах нет информации о регистрации детей Кучменова В.Б. до 2011 и 2013 гг., в материалах дела таких сведений также не имеется.
Вследствие того, что в деле отсутствуют сведения о предоставлении Кучменовым В.Б., претендующим на получение спорной выплаты, в территориальную подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике документов о регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства за определённые периоды за последние 5 лет до подачи заявления о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты, а также копии финансового лицевого счёта по прежнему месту жительства истца по адресу: ..., выводы суда первой инстанции о подтверждении им на момент обращения с таким заявлением условий и оснований, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты, являются неправомерными.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены и существенные нарушения норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1 и 2 статьи 195 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Между тем принятое по делу решение суда первой инстанции указанным положениям закона и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению не соответствует.
Из материалов дела усматривается, что суд первой инстанции запрашивал у УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике документы, представленные Кучменовым В.Б. в территориальную подкомиссию в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Как следует из протокола судебного заседания суда первой инстанции от 13 декабря 2016 г., судом обозревалось и оглашалось учётное дело Кучменова В.Б. (л.д. 24).
Однако в материалах дела имеется только письмо ФСИН России от 25 августа 2016 г. о направлении выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России, выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г. N 5, копия выписки из приказа ФСИН России от 26 мая 2015 г. N 389-лс о присвоении Кучменову В.Б. очередного специального звания, ответ филиала государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики" в г. Нальчике от 1 ноября 2016 г. N 2703 о невозможности предоставления выписки из финансово-лицевого счёта по состоянию до снятия истца с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Копии документов, содержащихся в учётном деле Кучменова В.Б., в материалах дела отсутствуют, также не представлены в дело и иные документы, подтверждающие выводы суда о том, что Кучменов В.Б. и члены его семьи являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по одному из оснований, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального права и процессуального закона не были устранены и судом апелляционной инстанции.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о неправомерности отказа ответчика в постановке Кучменова В.Б. на учёт с составом семьи из пяти человек для получения единовременной социальной выплаты сделаны без учёта норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при неустановлении и недоказанности судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно обеспеченности Кучменова В.Б. и членов его семьи общей площадью жилого помещения менее 15 кв.м на одного члена семьи и несовершения им намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению права претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2017 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2017 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2018 г. N 21-КГ17-20
Текст определения официально опубликован не был