Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 февраля 2018 г. N 03-04-06/12714
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Из письма следует, что иностранная холдинговая компания в связи с продажей бизнеса выплачивает бонус сотрудникам своей дочерней российской компании.
Денежные средства на выплаты бонуса поступают от иностранной компании на банковский счёт упомянутой российской компании, которая распределяет их между сотрудниками по установленной схеме.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Поскольку выплата бонуса обусловлена работой физических лиц в российской дочерней компании и указанная компания самостоятельно распределяет полученную от иностранной холдинговой компании сумму денежных средств между своими сотрудниками, российская дочерняя компания является лицом от которого или в результате отношений с которым налогоплательщики - сотрудники этой компании получили доходы в виде бонусов.
Такое лицо в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса признаётся налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление сумм налога и их уплата в соответствующий бюджет, а также представление в налоговый орган по месту своего учёта установленной отчётности.
2. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в частности, в рамках трудовых отношений.
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса являются все выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений, в том числе производимые как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчётного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьёй 422 Кодекса, перечень которых является исчерпывающим.
Единовременная денежная выплата (специальный бонус) в связи с продажей бизнеса новому собственнику не поименована в данном перечне.
Таким образом, в случае, если вышеуказанная единовременная денежная выплата производится организацией в пользу физического лица, состоящего на момент начисления такой выплаты с ней в трудовых отношениях, то данная выплата подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не кокретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.