Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации направляет методическое письмо с разъяснениями содержания индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) по разделу "Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации".
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы , утвержденным приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом д) пункта 14 Порядка, для выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий федеральное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее - Выписка) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения - в части выполнения мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации.
В соответствии с пунктами 18 Порядка, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в трехдневный срок с даты поступления заявления инвалида (ребенка-инвалида), законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), совместно с органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации данных мероприятий.
Отсутствие в ИПРА рекомендаций о показанных и противопоказанных условиях труда обусловлено положениями действующих в настоящее время нормативных правовых документов.
Согласно положениям статьи 209 Трудового Кодекса Российской Федерации условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В соответствии с пунктами 10. 11 статьи 2 ФЗ-323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 (далее - Федеральный закон):
- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10);
- медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (пункт 11).
В соответствии со статьей 46 Федерального закона, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Согласно положениям подпункта 2 пункта 2 статьи 46, к медицинским осмотрам относится, в том числе, и предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.
Дополнительно, допуск на осуществление профессиональной деятельности по медицинским показаниям, например, несовершеннолетних 15 - 17 лет, поступающих на работу, определяется согласно врачебному профессионально-консультативному заключению медицинской организацией (медицинская справка, форма 086/у, утвержденная приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 834н).
Таким образом, определение показанных и противопоказанных условий и видов трудовой деятельности и, соответственно, внесение данных рекомендаций в ИПРА не соответствует. положениям Федерального Закона и не входит в компетенцию федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности Рекомендации о показанных условиях трудовой деятельности представлен в методических рекомендациях, утвержденных приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 515.
Необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска причинения вреда при выполнении определенного вида профессиональной деятельности определены положениями Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30.
Заместитель руководителя |
С.И. Козлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено содержание индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) по разделу "Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации".
Для выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий федеральное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в орган исполнительной власти региона в области содействия занятости населения. Организуется работа по выполнению мероприятий.
Отсутствие в ИПРА рекомендаций о показанных и противопоказанных условиях труда обусловлено положениями действующих в настоящее время нормативных правовых документов.
Отмечены особенности проведения медосмотров, установления допуска на ведение профессиональной деятельности по медицинским показаниям, например.
Определение показанных и противопоказанных условий и видов трудовой деятельности и, соответственно, внесение данных рекомендаций в ИПРА не входит в компетенцию федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, рекомендации о показанных условиях трудовой деятельности представлены в приказе Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515.
Необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска причинения вреда при выполнении определенного вида профессиональной деятельности определены СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов".
Письмо Федерального бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2018 г. N 2716/2018 "Об отсутствии в ИПРА показанных и противопоказанных видов и условий труда"
Текст письма официально опубликован не был