Основные принципы создания и функционирования детских технопарков "Кванториум"*
(утв. Министерством образования и науки РФ 26 декабря 2017 г.)
1. Общая информация
Основные принципы создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" (далее - Основные принципы) разработаны во исполнение поручений Президента Российской Федерации (пункт 2 "а" перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 27 мая 2015 г. N Пр-1205, пункт 4 "б" перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 ноября 2015 г. N Пр-2654ГС), а также паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. N 11, в целях описания общих требований и условий создания и функционирования детского технопарка "Кванториум".
2. Термины и определения
Для целей настоящего документа применяемые в нем термины и определения имеют следующее значение:
Детский технопарк "Кванториум" - это инновационная среда, формирующая у детей изобретательское, креативное, критическое и продуктовое мышление, реализующаяся на базе организаций:
- осуществляющих обучение по дополнительным общеразвивающим программам естественно-научной и технической направленности;
- обладающих имущественным комплексом;
- имеющих подготовленный состав педагогических, инженерных и иных работников организации;
- реализующих комплекс отношений различного характера с промышленными, индустриальными и интеллектуальными партнерами;
- обеспечивающих непрерывное обновление и актуализацию содержания образовательной деятельности.
Детский технопарк "Кванториум" по согласованию с федеральным оператором сети детских технопарков "Кванториум" может быть создан в формате детского технопарка "Кванториум", детского технопарка "Кванториум" мини/детского технопарка "Кванториум" в моногороде. Детский технопарк "Кванториум" мини/в моногороде обладает особенным набором преподаваемых направлений, определенных в соответствии с запросами организаций, осуществляющих свою деятельность в моногороде.
Имущественный комплекс детского технопарка "Кванториум" - средства обучения, в том числе высокотехнологичное оборудование, учебно-производственное оборудование, лабораторное оборудование, программное обеспечение, мебель, учебная литература и другое оборудование, необходимое для создания детского технопарка.
Сеть детских технопарков "Кванториум" - это совокупность детских технопарков "Кванториум", функционирующих на территории Российской Федерации.
Федеральный оператор сети детских технопарков "Кванториум" (далее - Федеральный оператор) - организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации осуществлять организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации проекта по созданию и функционированию сети детских технопарков "Кванториум" на территории Российской Федерации, в том числе разработку, экспертизу, тестирование и апробацию образовательных программ естественно-научной и технической направленности, непрерывное повышение профессионального мастерства преподавателей образовательных направлений детских технопарков "Кванториум" (квантумов), назначать федеральных тьюторов по образовательным направлениям детских технопарков "Кванториум", сертификацию детских технопарков "Кванториум", формировать систему сопровождения одаренных детей, разрабатывать функциональные и инфраструктурные требования к средствам обучения и высокотехнологичному учебному оборудованию, используемому для реализации образовательных программ, определять требования к инфраструктуре детских технопарков "Кванториум", а также осуществлять контроль соблюдения положений основных принципов создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" и других нормативных документов, регулирующих указанную деятельность.
Региональный координатор детского технопарка (сети детских технопарков) "Кванториум" (далее - региональный координатор) - исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивать создание и функционирование детского технопарка "Кванториум", включая финансирование услуг дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленности, а также осуществлять общую межведомственную координацию и контроль за деятельностью детского технопарка "Кванториум" на территории субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор детского технопарка (сети детских технопарков) "Кванториум" (далее - региональный оператор) - организация, уполномоченная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять функционирование детского технопарка (сети детских технопарков) "Кванториум" на территории субъекта Российской Федерации.
Федеральные тьюторы - кураторы образовательных направлений детских технопарков "Кванториум", назначаемые Федеральным оператором для осуществления методического сопровождения образовательных направлений, их развития, мониторинга и контроля за реализацией образовательных программ в сети детских технопарков "Кванториум".
Преподавательский состав детского технопарка "Кванториум" - педагогические работники, методисты, лаборанты, инженеры-преподаватели, наставники из реального сектора экономики.
Кабинет урока "Технология "Кванториум" - используемый общеобразовательными организациями кабинет, оснащенный в соответствии с настоящими Основными принципами создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" и предназначенный для реализации образовательных программ по предмету "Технология".
Квантум - это утверждаемое Федеральным оператором образовательное направление детского технопарка "Кванториум", соответствующее приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации.
Руководитель (директор) Кванториума - руководителем детского технопарка "Кванториум" может быть директор (в случае, если детский технопарк "Кванториум" - самостоятельное юридическое лицо) или руководитель структурного подразделения в составе организации (учреждения, предприятия), на базе которой он создается.
Педагогическая экспериментальная деятельность - согласованная с федеральным оператором образовательная деятельность, направленная на поиск, апробацию и внедрение новых образовательных направлений и других форм деятельности.
Положение о рейтинговании детских технопарков "Кванториум" - утверждаемое Федеральным оператором Положение, определяющее принципы и методику формирования рейтинга детских технопарков "Кванториум", порядок проведения и систему критериев и показателей; Положение действует в целях сравнительной оценки деятельности технопарков по достижению соответствующего качества образования Федеральным оператором сети детских технопарков "Кванториум".
3. Нормативно-правовое обеспечение деятельности детского технопарка "Кванториум"
Обязательством субъекта Российской Федерации является издание правового акта высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, утверждающего:
- регионального координатора;
- регионального оператора;
- комплекс мер (дорожная карта) по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" на три года (далее - комплекс мер);
- концепцию по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" (далее - концепция).
Комплексом мер признается план мероприятий (дорожная карта) на три года по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум", содержащий расчет затрат региона на реализацию комплекса мер на текущий год и плановый период 2 года (с разбивкой по годам), включающий:
- мероприятия, направленные на создание и открытие детского технопарка "Кванториум";
- мероприятия, направленные на обеспечение функционирования детского технопарка "Кванториум";
- мероприятия по ежегодному непрерывному повышению профессионального мастерства преподавательского состава и руководителей детских технопарков "Кванториум";
- мероприятия по лицензированию детского технопарка "Кванториум";
- мероприятия по разработке дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач (в том числе с участием промышленных предприятий) для проектной деятельности детей, обучающихся в детских технопарках "Кванториум";
- мероприятия, направленные на участие обучающихся детского технопарка "Кванториум" во Всероссийской научно-инженерной олимпиаде "Кванториада" (в обязательном порядке), а также мероприятиях Перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации (вариативно);
- меры (мероприятия) по созданию и апробации модели функционирования детских технопарков "Кванториум" с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики.
Концепция включает основные характеристики будущего детского технопарка "Кванториум":
- организационно-правовую модель детского технопарка "Кванториум";
- не менее 6 направлений деятельности (квантумов) детского технопарка "Кванториум", обязательным из которых является хай-тек;
- определение площадки детского технопарка "Кванториум" (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения);
- наличие интеллектуальных партнеров;
- наличие индустриальных партнеров.
4. Имущественный комплекс детского технопарка "Кванториум"
4.1. Имущественный комплекс детского технопарка "Кванториум"
Имущественный комплекс детского технопарка "Кванториум" может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. Решение о включении объекта в число площадок для создания детских технопарков "Кванториум" принимается региональным координатором по согласованию с Федеральным оператором.
4.2. Общие требования к помещению
1. Детский технопарк "Кванториум" должен располагаться на площади не менее 800 кв. м из расчета: площадь одного квантума - 60-80 кв. м, площадь Хайтека - 100-120 кв. м, иные функциональные зоны (лекторий, коворкинг) - без ограничений.
2. Соответствие требованиям Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
3. Соответствие Сводам правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
4.3. Перечень обязательных функциональных зон детского технопарка
1. Хайтек - специализированный учебно-производственный цех общего пользования. Проектируется с учетом оптимизации используемого оборудования всеми образовательными направлениями, входящими в состав детского технопарка.
2. Квантумы - лаборатории, соответствующие естественнонаучным и техническим направлениям, реализуемым детским технопарком "Кванториум" в соответствии с Перечнем направлений, утверждаемых Федеральным оператором.
3. Лекторий.
4. Шахматная гостиная.
5. Зона для проектной деятельности.
4.4. Перечень рекомендуемых функциональных зон
1. Интерактивная научно-познавательная зона (интерактивный музей науки).
2. Медиатека.
3. Зал для реализации программ для детей дошкольного возраста.
4. Иные зоны, предусмотренные регламентирующими актами для помещений организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.
4.5. Требования к формированию имущественного комплекса детских технопарков
Перечень, минимально необходимые технические требования и количество современного и высокотехнологичного учебного оборудования и средств обучения для оснащения детского технопарка "Кванториум" определяются типовым (примерным) инфраструктурным листом, ежегодно обновляемым Федеральным оператором.
Региональный координатор согласовывает перечень оборудования для оснащения детского технопарка "Кванториум".
4.6. Требования к организации перевозки детей, обучающихся в детских технопарках "Кванториум"
При организации перевозки детей должны соблюдаться требования санитарных правил СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей", постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами", а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере.
Не допускается проживание организованных групп детей в хостелах, а также в помещениях без естественного освещения, помещениях, расположенных в подвальных и цокольных этажах.
Площадь спальных помещений при размещении организованных групп детей должна быть не менее 4 кв. м на ребенка.
При размещении организованных групп детей в гостиницах их питьевой режим и организация питания обеспечиваются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания детей.
Питание организованных групп детей осуществляется по отдельному меню, разработанному в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания детей.
При размещении организованных групп детей в составе детских коллективов должно быть выделено помещение для медицинского осмотра детей.
У каждого ребенка, входящего в состав организованной группы детей, должна быть медицинская справка об отсутствии контакта с инфекционными больными, оформленная в период формирования группы не более чем за 3 дня до начала поездки и содержащая сведения об имеющихся прививках.
4.7. Требования к зонированию И брендированию детских технопарков
Зонирование помещений в детском технопарке "Кванториум" осуществляется в соответствии со спецификой выбранных образовательных направлений, а также с учетом требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность, в соответствии с действующими нормативными документами.
Требования к брендированию детского технопарка содержатся в Руководстве по брендированию интерьеров Детского технопарка "Кванториум" (Приложение N 5). Обязательным является размещение логотипов каждого квантума в соответствующих помещениях, а также размещение логотипа "Кванториум" на фасаде здания. Оформление детского технопарка "Кванториум" должно выполняться с использованием утвержденного фирменного стиля "Кванториум".
Федеральный оператор сети детских технопарков "Кванториум" передает детскому технопарку неисключительную лицензию с правом отзыва на один год на право использования логотипа "Кванториум" и логотипов соответствующих квантумов.
5. Образовательные направления детского технопарка "Кванториум"
Оказание образовательных услуг в детском технопарке "Кванториум" осуществляется по программам естественно-научной и технической направленности, в соответствии с утверждаемым Федеральным оператором Перечнем направлений:
- Автоквантум;
- Аэроквантум;
- Биоквантум (включая Нейроквантум);
- Геоквантум;
- Дополненная и виртуальная реальность;
- IТ-квантум;
- Космоквантум;
- Наноквантум;
- Промышленный дизайн;
- Робоквантум (включая промышленную робототехнику);
- Энерджиквантум;
- Хайтек.
Перечень образовательных направлений является открытым и может изменяться/дополняться Федеральным оператором.
6. Требования к формату образовательного процесса
Требования к формату образовательного процесса регулируются Основными принципами и иными методическими материалами, утверждаемыми Федеральным оператором.
Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность.
В ходе работы над проектом должны быть реализованы проекты как внутри квантумов, так и совместные межквантумные проекты. Межквантумные проекты должны носить формат законченных научных исследований или инженерной разработки в виде выполненного продукта. Для инженерных проектов обязательным является реализация полного жизненного цикла изделия, применение при проектировании основ системной инженерии, анализа потенциального рынка, решение задач с внутренним и внешним заказчиком.
Особенностью проектной деятельности является использование методов гибкой оперативной разработки и работа над проектом в режиме распределенной команды. Это означает, что любой детский технопарк "Кванториум" должен являться соисполнителем крупных проектов, рекомендованных Федеральным оператором, выполнять их в кооперации с другими детскими технопарками "Кванториум", а также участвовать в сезонных школах, посвященных сборке подобных проектов. Ежемесячно детские технопарки "Кванториум" должны осуществлять презентацию текущих и выполненных проектов с привлечением родительского сообщества. Информация об указанных проектах должна размещаться детскими технопарками "Кванториум" в сети Интернет.
7. Кадровый состав детского технопарка "Кванториум"
Методические рекомендации по определению штатной численности работников детских технопарков "Кванториум" приведены в Приложении N 3.
8. Модели детских технопарков
Модель "Стандарт": размещение на обособленной площади не менее 800 кв. м, реализация 6 и более образовательных направлений, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, включая Хайтек, а также лекторий и (или) коворкинг, шахматную гостиную; охват детей свыше 800 человек в год за счёт средств регионального (муниципального) бюджета, в том числе не менее 100 обучающихся детей на протяжении учебного года, а также не менее 3 000 детей, вовлеченных в кванторианское движение (участие в олимпиадах и мероприятиях, проводимых детским технопарком "Кванториум").
Модель "Мини"/модель "Кванториум-Моногород": размещение на обособленной площади не менее 500 кв. м, реализация 3 и более образовательных направлений, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, включая Хайтек или зону прототипирования, наличие общественных зон (лекторий и (или) музей науки и иные зоны, направленные на вовлечение различных слоев населения в научно-техническое творчество и популяризацию науки и техники), охват детей - не менее 400 человек в год за счет средств регионального (муниципального) бюджета, а также не менее 1 500 детей, вовлеченных в кванторианское движение.
При создании детского технопарка "Кванториум" в моногородах и городах с малой численностью населения необходимо руководствоваться условиями специфики создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" в моногородах в соответствии с Приложением N 6.
Создание детского технопарка "Кванториум" по модели "Мини" не в моногороде допускается только при наличии в субъекте Российской Федерации не менее одного детского технопарка "Кванториум" модели "Стандарт".
Модель кабинета урока "Технология": в общеобразовательных организациях могут быть созданы кабинеты урока "Технология "Кванториум". Кабинет урока "Технология "Кванториум" не является детским технопарком "Кванториум" и нацелен на содержательное и методологическое преподавание урока технологии, соответствующее программам реализуемым детскими технопарками "Кванториум".
Основные принципы создания и функционирования кабинета урока "Технология "Кванториум" утверждаются Федеральным оператором сети детских технопарков "Кванториум".
______________________________
* Детские технопарки "Кванториум" создаются во всех регионах страны в соответствии с поручением Президента России от 27 мая 2016 г., а также в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", реализуемого Минобрнауки России. Проектным офисом проекта и федеральным оператором сети "Кванториум" выступает Фонд новых форм развития образования. К концу 2018 года обучать детей в детских технопарках "Кванториум" будут в 70 субъектах Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные принципы создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" (утв. Министерством образования и науки РФ 26 декабря 2017 г.)
Текст документа опубликован в журнале "Вестник образования", февраль 2018 г., N 4