В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступило заявление ООО "Техпромэксперт" (далее - Заявитель) исх. от 13.09.2017 N 03-56 (вх. от 25.09.2017 N 145469-ЭП/17) об отмене Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет) от 10.08.2017 N 160-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области на 2017 год".
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления и представленных материалов ФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования) в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктом 40(1) вышеуказанных Основ ценообразования.
Установлено, что в целях определения, указанных объема отпуска электрической энергии потребителям и величины мощности письмом Комитета от 16.03.2017 N 29 исх-964/11 у ООО "Техпромэксперт" были запрошены балансы электрической энергии (мощности) организации на 2017 год, согласованные со сбытовыми организациями и ПАО "Московская объединенная электросетевая компания".
При этом Комитетом не запрашивались фактические балансы электрической энергии (мощности) ООО "Техпромэксперт" за 2016 год, согласованные ПАО "Мосэнергосбыт" и ПАО "Московская объединенная электросетевая компания".
При расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО "Техпромэксперт" на 2017 год Комитетом были правомерны использованы величина объема отпуска электрической энергии потребителям (25,4791 млн кВтч) и величина мощности (4,77 МВт), представленные в Комитет письмом ООО "Техпромэксперт" от 22.05.2017 N 03-39/17МО, и согласованные ПАО "Мосэнергосбыт" и ПАО "Московская объединенная электросетевая компания".
Следует отметить, что в соответствии с пунктами 40(1) и 81 Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям организаций, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Расчет Комитета был приведен в Заключении отдела балансов и тарифов в электроэнергетике Комитета по ценам и тарифам Московской области по результатам экспертизы экономической обоснованности необходимой валовой выручки на передачу электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью "Техпромэксперт" N 17/2017.
При расчете использовались данные о величине отпуска электрической энергии в сеть и величине фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ООО "Техпромэксперт" за 2016 год, представленные организацией письмом от 16.02.2017 N 01-02/17МО, в соответствии с информацией по форме N 46 (передача) "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей" за 2016 год (0,3149 млн кВтч или 1,459% от отпуска в сеть).
Комитет в письменных объяснениях отметил, что скорректированной информации по форме N 46 (передача) с уточнением величины отпуска электрической энергии в сеть и величины фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ООО "Техпромэксперт" за 2016 год в адрес Комитета не поступало.
При расчете затрат на покупку потерь для ООО "Техпромэксперт" использовалась прогнозная средневзвешенная стоимость электрической энергии на цели компенсации технологического расхода (потерь) ПАО "Мосэнергосбыт", сложившаяся за период январь-май 2017 года (информация с официального интернет-сайта ПАО "Мосэнергосбыт"):
Месяц |
Средневзвешенная стоимость э/э, руб./МВт.ч |
январь |
1 791,56 |
февраль |
2 302,88 |
март |
1 936,96 |
апрель |
2 204,68 |
май |
1 929,14 |
среднее значение |
2 033,044 |
Относительно доводов Заявителя о расходах, возникших от обязательств по заключенным договорам до момента установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, ФАС России отмечает следующее.
По смыслу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам, в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
При этом учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.
В этой связи, в случаи выявления и подтверждения экономически обоснованных понесенных ООО "Техпромэксперт" расходов, данные расходы подлежат включению Комитетом по ценам и тарифам Московской области на последующие периоды регулирования в порядке предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила), отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов возможна только в случае принятия данными органами решений с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения.
Исходя из вышеизложенного, Федеральная антимонопольная служба не усматривает признаков превышения полномочий со стороны Комитета по ценам и тарифам Московской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил, учитывая решение Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) N 1 от 11.12.2017, приказываю:
1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "Техпромэксперт" исх. от 13.09.2017 N 03-56 (вх. от 25.09.2017 N 145469-ЭП/17) об отмене Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 10.08.2017 N 160-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области на 2017 год", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2017 г. N 1772/17 "Об отсутствии оснований для отмены Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 10.08.2017 N 160-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области на 2017 год"
Текст приказа официально опубликован не был