В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявления ООО "Генеральная Сетевая Компания" (далее - Заявитель, ООО "ГСК") от 17.05.2017 N 17-05-17/2 (вх. от 17.05.2017 N 74746/17), от б/д б/н (вх. от 21.11.2017 года N 178181/17) об отмене в части приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент) от 17.04.2017 N 73-ТР "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год" и по результатам рассмотрения заявлений, поступившей информации (объяснений) по существу было установлено следующее.
ООО "ГСК" обратилось в Департамент с заявлением от 14.11.2016 N ИП16-11-14/1 об установлении тарифов на передачу электрической энергии. Извещением от 30.11.2016 г. исх. N ДПР-40-3133/16 Департаментом было принято решение об открытии дела об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии от 30.11.2016 г. N ДПР-40-3133/16. Также Департаментом были направлены запросы в адрес ООО "ГСК" о предоставлении дополнительных материалов (N ДПР-40-3133/16 от 16.12.2016, N ДПР-40-3133/16 от 24.01.2017, N ДПР-40-3133/16 от 16.02.2017). Письмом от 15.03.17 N ДПР-40-3133/16 Департамент направил письмо-уведомление о продлении срока рассмотрения дела об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования), для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Было установлено, что Заявителем не были представлены предусмотренные подпунктом 8, 16 пункта 17 Правил регулирования документы, подтверждающие экономическое обоснование исходных данных, используемых для расчета необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности и утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя схемы соединений электрической сети Заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи.
В связи с этим Департаментом были запрошены дополнительные материалы, в целях определения экономически обоснованных расходов на осуществление регулируемой деятельности: плановых на 2017 год и фактических за 2015 год, а также подтверждения соответствия ООО "ГСК" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии ТСО).
Также, в составе материалов к тарифной заявке организации отсутствовала информация от собственников арендованного электросетевого имущества за 2015 год, необходимая для подтверждения расходов на аренду в соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования). Указанная информация была запрошена письмом Департамента от 16.12.2016 и предоставлена ООО "ГСК" 29.03.2017.
В соответствии с изменениями, внесенными в Критерии ТСО постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 N 1056, для соответствия Критериям ТСО организация должна владеть объектами электросетевого хозяйства на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования.
Из объяснений, полученных jn# Департамента, следует, что во избежание принятия неправомерных решений, вследствие неправильного толкования норм действующего законодательства Российской Федерации Департаментом был направлен запрос в ФАС России о разъяснении порядка применения требований Критериев ТСО.
В связи с направлением в ФАС указанного запроса, в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования, приказом Департамента от 13.03.2017 N 25-тд срок рассмотрения дела в отношении ООО "ГСК" был продлен до 17.04.2017.
Согласно полученным разъяснениям ФАС России от 30.03.2017 N ВК/20474/17, право собственности или иное законное основание владения объектами электросетевого имущества, при помощи которого оказываются услуги по передаче электрической энергии, должно быть подтверждено на период регулирования, на который принимается тарифное решение в отношении территориальной сетевой организации.
Также ФАС России отмечает, что договор аренды имущества (электросетевого оборудования) от 03.07.2015 N 15-07-01/1 с ЗАО "Е.Т.С." заключен ООО "ГСК" на срок 11 месяцев с даты подписания Акта приема-передачи имущества (дата подписания акта 07.10.2015). Дополнительным соглашением от 03.06.2016 N 3 к договору от 03.07.2015 N 15-07-01/1 имущество передано на срок до 31.12.2016, договор автоматически пролонгируется на каждый последующий год, если ни одна из сторон не предоставит письменное уведомление о его расторжении. Согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Таким образом, согласно условиям договора, с учетом дополнительного соглашения от 03.06.2016 N 3, с 01.01.2017 срок действия договора составляет один год, соответственно договор подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке. В связи с непредставлением подтверждения государственной регистрации указанного договора, арендованное электросетевое оборудование по указанному договору не было учтено органом регулирования при определении объема обслуживаемого оборудования и расходов на его содержание, в том числе арендную плату.
Заявителем также оспариваются затраты ООО "ГСК" на техническое обслуживание, которые должны, по его мнению, составить 26 143,915 тыс. руб. (Департаментом затраты по данной статье были приняты в размере - 24 946,18 тыс. руб.).
Следует отметить, что в обоснование расходов на техническое обслуживание ООО "ГСК" был представлен договор от 29.09.2016 N 11 с ООО "ЭнергоСетьМонтаж" на оперативное и техническое обслуживание, лабораторные испытания электросетевого оборудования. При этом в перечне объектов, на которых выполняются работы, являющиеся предметом договора, указаны в том числе объекты, по которым отсутствует подтверждение права законного владения на 2017 год.
При определении затрат по данному договору на 2017 год Департамент исходил из годовой суммы договора (41 640,0 тыс. руб. без НДС) и доли оборудования, по которому подтверждено право законного владения (357,901 у.е.), к общему количеству оборудования (597,406 у.е.). При этом, расходы составили 24 946,18 тыс. руб.
Заявитель считает, что объем полезного отпуска передаваемой электрической энергии по арендованным электрическим сетям на 2017 год Департаментом должен быть учтен без учета договоров аренды, признанных Департаментом незаключенными и не учтенными при определении расходов на содержание сетей.
Договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключен ООО "ГСК" с ПАО "Мосэнергосбыт" от 10.04.2013 N 66-344, с учетом дополнительного трехстороннего соглашения (третья сторона - АО "ОЭК") от 10.04.2013 N 1/КМ. Дополнительным соглашением от 14.09.2016 N КМУ7н срок действия договора продлен на 2017 год, но не ранее даты начала действия установленных органом регулирования индивидуальных тарифов на передачу.
ФАС России отмечает, что заключая договор на передачу, сетевая организация берет на себя обязательства по передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к ее сетям.
На момент принятия решения об установлении тарифов документы, подтверждающие внесение изменений в договор на передачу электроэнергии и расторжение договоров аренды, признанных незаключенными, ООО "ГСК" не были представлены.
Таким образом, Департаментом объем полезного отпуска электроэнергии на 2017 год правомерно был определен на основании заключенного договора на передачу электроэнергии от 10.04.2013 N 66-344.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
В заявлении ООО "ГСК" отмечается, что при корректировке подконтрольных расходов в расчете объема обслуживаемого оборудования, выраженного в условных единицах, по факту 2015 года Департаментом допущена ошибка, а также при корректировке неподконтрольных расходов органом регулирования неправомерно учтена сумма затрат в размере 22 927,135 тыс. руб. Однако, по мнению организации, неподконтрольные расходы за 2015 год составляют 59 215,73 тыс. руб., при этом, расчет дополнительного дохода произведен без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии по сетям ООО "ГСК".
Департаментом на основании проведенного анализа экономической обоснованности неподконтрольные расходы, были приняты в сумме 22 927,14 тыс. руб.
Также следует отметить, что ООО "ГСК" в отчете за 2015 год к выручке от деятельности по передаче электроэнергии отнесены доходы в сумме 298,697 тыс. руб. за бездоговорное потребление физического лица по акту, что подтверждается бухгалтерской отчетностью за 2015 год.
В составе дополнительных материалов ООО "ГСК" представило акт от 08.09.2015 N 5 о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии ИП Рогальский M.Л. (подписан обеими сторонами), а также акт от 30.09.2015 N 15 на компенсацию потерь электроэнергии в объеме бездоговорного потребления за июль 2015 г. в сумме 352 461,88 руб. (с НДС) или 298 696,51 руб. (без НДС). Также представлен расчет дополнительных доходов на указанную сумму, в котором не отражена стоимость услуг по передаче электроэнергии и стоимость электроэнергии на потери. Департаментом в рабочем порядке было предложено ООО "ГСК" представить корректный расчет дополнительных доходов в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования. Однако, уточнения в расчете дополнительных доходов организацией не были представлены в орган регулирования.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования указанный доход в соответствии с расчетом организации в сумме 298,70 тыс. руб. исключен из необходимой валовой выручки на 2017 год.
В соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования, распределение в целях сглаживания изменения тарифов не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь за три последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно позиции Департамента ООО "ГСК" имеет НВВ на передачу электроэнергии менее 10 процентов НВВ всех территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории города Москвы, в связи с чем возможность распределения подлежащей к исключению суммы корректировки за 2015 год по годам долгосрочного периода на ООО "ГСК" не распространяется.
В соответствии с пунктом 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области электроэнергетики возможна только в случае принятия такого решения с превышением полномочий законодательства Российской Федерации.
В этой связи, Федеральная антимонопольная служба не усматривает признаков превышения полномочий со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, учитывая решение Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) N 1 от 19.12.2017, приказываю:
1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "Генеральная Сетевая Компания" от 17.05.2017 N 17-05-17/2 (вх. от 17.05.2017 N 74746/17), от б/д б/н (вх. от 21.11.2017 года N 178181/17) об отмене приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 17.04.2017 N 73-ТР "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 декабря 2017 г. N 1784/17 "Об отсутствии оснований для отмены в части приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 17.04.2017 N 73-ТР "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год"
Текст приказа официально опубликован не был