Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2018 г. N 57-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Белгородской области о признании недействующим решения муниципального совета муниципального района "Красненский район" от 28 ноября 2016 года N 346 "О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района "Красненский район" Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения" по апелляционному представлению заместителя прокурора Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 14 сентября 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Белгородской области отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Решением муниципального совета муниципального района "Красненский район" от 28 ноября 2016 года N 346 "О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района "Красненский район" Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения", размещенном на официальном сайте муниципального района в сети Интернет и опубликованном в межрайонной газете "Заря" 29 августа 2017 года (N 139-140) и 12 сентября 2017 года N 147-148, администрациям Болыновского, Готовского, Горкинского, Красненского, Камызинского, Кругловского, Лесноуколовского, Новоуколовского, Расховецкого, Сетищенского сельских поселений муниципального района "Красненский район" Белгородской области с 1 января 2017 года передана часть полномочий муниципального района "Красненский район" Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений на 1 год (пункт 1);
пунктом 2 утвержден проект соглашения между администрацией Красненского района и администрациями сельских поселений, входящих в состав муниципального района "Красненский район" Белгородской области, по осуществлению части полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений муниципального района (приложение N 1);
пунктом 3 утвержден Порядок определения объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района "Красненский район" Белгородской области бюджетам сельских поселений на осуществление части полномочий муниципального района по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений (приложение N 2);
пунктом 4 утверждена Методика расчета межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района "Красненский район" Белгородской области бюджетам сельских поселений муниципального района "Красненский район" Белгородской области на осуществление части полномочий муниципального района по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений (приложение N 3).
Пунктом 5 вышеуказанного решения администрации Красненского района поручено заключить с администрациями сельских поселений муниципального района "Красненский район" Белгородской области соглашения по осуществлению части полномочий муниципального района "Красненский район" Белгородской области соглашения по осуществлению части полномочий муниципального района "Красненский район" Белгородской области, указанных в пункте 1 данного решения.
Заместитель прокурора Белгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения муниципального совета муниципального района "Красненский район" от 28 ноября 2016 года N 346 "О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района "Красненский район" Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения" не действующим со дня его принятия, ссылаясь на то, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", реализуются органами местного самоуправления сельских поселений только в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Закон Белгородской области от 30 марта 2005 года N 177 "Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области" указанные полномочия за сельскими территориями не закрепляет, в связи с чем полномочия муниципального района "Красненский район" Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения не могли передаваться сельским поселениям, входящим в состав муниципального района.
По мнению административного истца, оспариваемым муниципальным правовым актом нарушаются права населения Красненского района, сельских поселений, а также государства в сфере организации дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения. На территории Красненского района Белгородской области имеются дороги местного значения, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Возложение обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения на сельские поселения повлечет для них дополнительные бюджетные расходы, так как выделенных денежных средств в рамках межбюджетных трансфертов недостаточно.
Решением Белгородского областного суда от 14 сентября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Белгородской области отказано.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Белгородской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая, что решение принято с нарушением норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении, Муниципальным советом Красненского района Белгородской области представлены возражения.
Муниципальный совет Красненского района Белгородской области, администрации Болыновского, Готовского, Горкинского, Красненского, Камызинского, Кругловского, Лесноуколовского, Новоуколовского, Расховецкого, Сетищенского сельских поселений муниципального района "Красненский район" Белгородской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не направили, административный ответчик в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело по апелляционному представлению в отсутствие своего представителя.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.
В силу частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Судом первой инстанции установлено, что в составе муниципального образования "Красненский район" Белгородской области образованы следующие сельские поселения: Болыновское, Готовское, Горкинское, Красненское, Камызинское, Кругловское, Лесноуколовское, Новоуколовское, Расховецкое, Сетищенское.
Закон Белгородской области о закреплении за указанными сельскими поселениями полномочий муниципального района по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений не издавался.
Соответственно, как верно установил суд первой инстанции, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения муниципального района "Красненский район" Белгородской области.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение приведенного нормативного положения Муниципальным советом муниципального района "Красненский район" Белгородской области принято оспариваемое решение.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что данное решение принято административным ответчиком в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к порядку принятия нормативного правового акта и введения его в действие.
По данным обстоятельствам решение представительного органа местного самоуправления административный истец не оспаривает.
Проанализировав законодательство, регулирующее имеющие место правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемое заместителя прокурора решение Муниципального совета муниципального района "Красненский район" Белгородской области не противоречит.
При этом суд указал, что в соответствии с абзацем третьим части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Изучив содержание проекта соглашения, являющегося приложением N 1 к оспариваемому решению Муниципального совета, суд первой инстанции установил, что оно заключено на определенный срок, содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, а также предусматривает финансовые санкции за неисполнение соглашения, в связи с чем сделал правильный вывод о соответствии решения об утверждении проекта этого соглашения требованиям, приведенным в части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
В апелляционном представлении заместитель прокурора области ссылается на то, что суд первой инстанции, давая оценку положениям статей 14 и 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в которых, по его мнению, содержится противоречивая позиция по вопросу передачи полномочий, не учел, что передача полномочий в области дорожной деятельности должна согласовываться с иными федеральными законами, регулирующими правоотношения в указанной сфере, а именно с положениями статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако с указанными доводами согласиться нельзя, поскольку в силу абзаца шестого пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым пункта 4 статьи 6 указанного закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, поскольку в данном случае отсутствует закон Белгородской области о закреплении за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, то эти полномочия отнесены к вопросам местного самоуправления муниципального района, а последний на основании заключенных с администрациями сельских поселений соглашений вправе был передать их осуществление органам местного самоуправления сельских поселений.
То обстоятельство, что Федеральные законы от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующие общественные отношения в конкретной сфере деятельности, не содержат положений, позволяющих перераспределить полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, не свидетельствует об обоснованности заявленных административных требований.
Право органов местного самоуправления передать часть полномочий органов местного самоуправления муниципального района предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ, приоритет норм которого перед другими федеральными законами, в части касающейся регулирования вопросов местного самоуправления, непосредственно следует из положений части 3 статьи 5 данного Федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда о том, что оспариваемое решение муниципального совета муниципального района "Красненский район" от 28 ноября 2016 года N 346 "О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района "Красненский район" Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения" соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является правильным.
Таким образом, обжалуемое решение Белгородского областного суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционном представлении заместителя прокурора Белгородской области, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Белгородского областного суда от 14 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Белгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2018 г. N 57-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был