Определение Верховного Суда РФ от 12 марта 2018 г. N 301-КГ18-312
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В.,
изучив кассационную жалобу Товарищества собственников жилья N 405 (г. Нижний Новгород; далее - заявитель, ТСЖ) на решение Арбитражного суда города Нижегородской области от 04.04.2017 по делу N А43-1769/2017, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.10.2017 по тому же делу по заявлению ТСЖ о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 25.10.2016 N 515-04-1991-16, установил:
решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.04.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.10.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права, указывает на применение судами норм права, не подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета размер платы рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"; далее - Правила N 307) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
При наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год размер платы рассчитывается исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к данным Правилам (пункт 25 Правил N 307).
Согласно пункту 27 Правил N 307 величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "б" пункта 21, пунктом 25, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Судами установлено, что в нарушение указанных выше норм ЖК РФ и положений Правил N 307 ТСЖ при расчете размера платы за отопление потребителю квартиры N 1 не применяло тарифы, установленные решениями Региональной службы по тарифам. За период с января 2013 по февраль 2016 года начисление по услуге "отопление" ТСЖ производило с учетом показаний прибора учета тепловой энергии за 2012 год, а не по показаниям прибора учета за предыдущий год, корректировку размера платы по услуге "отопление" по фактическим объемам потребления тепловой энергии не производило.
Кроме того, суды указали на то, что денежные средства, полученные в результате применения предусмотренного Правилами N 307 порядка начисления за поставленную коммунальную услугу по отоплению, представляют собой разницу между суммой реальной стоимости коммунального ресурса по отоплению и начисленной исполнителем коммунальной услуги по отоплению суммой потребителю, учитываются исполнителем впоследствии при начислении потребителям платы за коммунальные услуги. Следовательно, указанные денежные средства не могут быть признаны сэкономленными исполнителем коммунальной услуги.
Поскольку действующее законодательство не относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решений по вопросам установления порядка начисления платы за коммунальные услуги, такое решение ничтожно (статья 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 марта 2018 г. N 301-КГ18-312 по делу N А43-1769/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4698/17
30.06.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4066/17
06.04.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-1769/17
25.01.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-1769/17