Постановление Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 22-АД18-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Бекмурзова Ф.В. и его защитника Габачиева Р.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 23 Советского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, и.о. мирового судьи судебного участка N 29 Советского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 17 апреля 2017 г., решение судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 1 августа 2017 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 20 октября 2017 г., вынесенные в отношении Бекмурзова Феликса Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 23 Советского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, и.о. мирового судьи судебного участка N 29 Советского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 17 апреля 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 1 августа 2017 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 20 октября 2017 г., Бекмурзов Ф.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Бекмурзов Ф.В. и его защитник Габачиев Р.И. просят об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Бекмурзова Ф.В. по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Ознакомившись с доводами жалобы и изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 указанного Кодекса).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Системное толкование вышеприведенных положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого он составлен. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица об их внесении.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
3 декабря 2016 г. инспектором ДПС 8 взвода БДПС УМВД РФ по г. Владикавказу в отношении Бекмурзова Ф.В. составлен протокол 15 ММ N 275925 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 3 декабря 2016 г. в 21 час 50 минут возле д. 3 по Архонскому шоссе в г. Владикавказе Бекмурзов Ф.В. управлял транспортным средством "Ниссан Максима", государственный регистрационный знак ..., находясь в состоянии опьянения (л.д. 1).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в указанный протокол сотрудником полиции были внесены изменения в части указания времени совершения административного правонарушения и дополнения, указывающие на алкотестер, при помощи которого было проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в отношении Бекмурзова Ф.В., и его результаты.
Приложенной Бекмурзовым Ф.В. и его защитником к жалобе копией протокола 15 ММ N 275925 об административном правонарушении, не совпадающей с оригиналом данного документа, указанные обстоятельства подтверждаются.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Бекмурзова Ф.В. Подписи названного лица напротив внесенных изменений, как и сведения об ознакомлении последнего с внесенными изменениями, отсутствуют, лишь указано: "исправленному верить", стоит подпись должностного лица. Также отсутствуют сведения об извещении Бекмурзова Ф.В. о необходимости явки для внесения изменений в названный протокол и данные, указывающие на то, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу, направлена копия протокола с внесенными в него изменениями.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
В ходе производства по делу изложенным доказательствам судебными инстанциями надлежащая правовая оценка не дана, как и не устранено расхождение, имеющееся в протоколе 15 ММ N 275925 об административном правонарушении и копии названного протокола, выданной инспектором ДПС Бекмурзову Ф.В.
Так в копии процессуального документа в графе "ходатайствую о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту моего жительства" указано ..., стоят подписи, данная графа протокола, содержащегося в материалах дела (л.д. 1), не заполнена, но содержит подписи.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и повлияли на законность обжалуемых актов, которыми Бекмурзов Ф.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 23 Советского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, и.о. мирового судьи судебного участка N 29 Советского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 17 апреля 2017 г., решение судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 1 августа 2017 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 20 октября 2017 г., вынесенные в отношении Бекмурзова Ф.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бекмурзова Ф.В. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Бекмурзова Ф.В. и его защитника Габачиева Р.И. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 23 Советского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, и.о. мирового судьи судебного участка N 29 Советского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 17 апреля 2017 г., решение судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 1 августа 2017 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 20 октября 2017 г., вынесенные в отношении Бекмурзова Феликса Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 22-АД18-1
Текст постановления официально опубликован не был