Письмо Ассоциации российских банков от 16 марта 2018 г. N А-01/5-78
Ассоциация российских банков проанализировала законопроект N 261732-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О национальной платежной системе" и сообщает о том, что замечания по тексту указанного законопроекта у Ассоциации отсутствуют.
Ассоциация поддерживает идею законопроекта о возможности использования банковскими платежными агентами (субагентами), являющимися одновременно платежными агентами, одного специального банковского счета.
Вместе с тем считаем возможным заметить, что указанная идея может быть реализована только в случае совпадения правовых режимов специального банковского счета банковского платежного агента (субагента) и специального банковского счета платежного агента.
Однако на сегодняшний день правовые режимы специального банковского счета банковского платежного агента (субагента) и специального банковского счета платежного агента имеют некоторые отличия, что обусловлено, прежде всего, редакционными отличиями и недостаточно четкими формулировками норм законов, регулирующих правовые режимы таких счетов.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) по специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
3) списание денежных средств на банковские счета.
В соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
Таким образом, по специальному банковскому счету платежного агента может осуществляться больше операций, чем по специальному банковскому счету банковского платежного агента.
При этом на практике недостаточно четкие законодательные формулировки способствуют возникновению разногласий относительно правового режима специального банковского счета платежного агента.
Из буквального толкования нормы части 16 статьи 4 Закона N 103-ФЗ следует, что списание средств со специального банковского счета платежного агента допускается на любые банковские счета.
Однако некоторые суды придерживаются иной точки зрения.
Так, обобщение судебной практики по спорам о списании денежных средств со специального банковского счета платежного агента, произведенное банками на основании исполнительного документа, позволяет выделить две правовых позиции, которые позволили судам объяснить недопустимость списания денежных средств со специального банковского счета платежного агента на основании исполнительного листа:
- средства на специальном банковском счете платежного агента имеют целевой характер, что исключает списание денежных средств на иные цели (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 02.12.2015 N Ф09-8461/15 по делу N А60-8300/2015, от 07.04.2016 N Ф09-2137/16 по делу N А71-6621/2015, от 14.04.2017 N Ф09-1330/17 по делу N А71-5717/2016; постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.06.2014 N Ф03-2464/2014);
- средства на специальном банковском счете платежного агента принадлежат не платежному агенту, а физическим лицам. Поэтому списание средств с этого счета по долгам платежного агента недопустимо (см., например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.05.2016 N Ф03-1123/2016).
По мнению Ассоциации, средства на любом банковском счете (включая специальный банковский счет платежного агента), являются правами (требованиями) владельца счета (т. е. платежного агента) к банку по договору банковского счета. Таким образом, с момента принятия наличной суммы в кассу платежного агента, а также последующего зачисления на его специальный банковский счет, денежная сумма становится имуществом платежного агента. Между платежным агентом и физическим лицом возникает обязательство, исполняя которое платежный агент обязан обеспечить зачисление поступившего платежа на счет поставщика услуг. Денежные средства на специальном счете платежного агента не могут быть идентифицированы как принадлежащие конкретным физическим лицам, поскольку они обезличены.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для вывода о принадлежности физическим лицам денежных средств, находящихся на специальном банковском счете.
Не обоснован также вывод о целевом характере средств, зачисленных на специальный банковский счет платежного агента, учитывая, что в Законе N 103-ФЗ отсутствуют ограничения по видам банковских счетов, на которые могут быть перечислены средства со специального счета платежного агента.
С учетом изложенного считаем, что с целью обеспечения единообразия правовых режимов денежных средств, находящихся на специальном банковском счете платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и допустимости объединения этих средств на одном специальном банковском счете необходимо законодательно унифицировать перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету платежного агента, банковского платежного агента (субагента).
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 16 марта 2018 г. N А-01/5-78
Текст письма официально опубликован не был