Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2018 г. N 73-АПГ17-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия "Жилищник" о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 14 апреля 2017 г. N 2/16 "О признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия", по апелляционной жалобе муниципального предприятия "Жилищник" на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 3 октября 2017 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Сулаева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: приказами Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ Республики Бурятия, регулирующий орган) от 9 августа 2016 г. N 2/32 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП "Жилищник" в МО "город Северобайкальск" по закрытой системе теплоснабжения" и от 9 августа 2016 года N 2/33 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП "Жилищник" в МО "город Северобайкальск" по открытой системе теплоснабжения" установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей муниципального предприятия, действующие со дня официального опубликования по 31 декабря 2019 года включительно. Приказами РСТ Республики Бурятия от 7 декабря 2016 г. N 2/84 и N 2/85 в ранее изданные приказы внесены изменения.
РСТ Республики Бурятия издан приказ от 14 апреля 2017 г. N 2/16 "О признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия", которым признаны утратившими силу с 25 мая 2017 г. приказы N 2/32 и 2/33 с последующими изменениями.
Муниципальное предприятие "Жилищник" (далее - МП "Жилищник") обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим приказ РСТ Республики Бурятия от 14 апреля 2017 г. N 2/16.
В обоснование заявленного требования МП "Жилищник" указало, что является ресурсоснабжающей организацией на территории города Северобайкальска и на праве хозяйственного ведения владеет объектами теплоснабжения. Регулируемые цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, приняты административным ответчиком как экономически обоснованные. Действующее законодательство не предусматривает права тарифного органа в одностороннем порядке отменить собственный приказ в отношении хозяйствующего субъекта. В результате принятия оспариваемого приказа МП "Жилищник" лишено возможности выставлять оплату потребителям тепловой энергии поскольку тарифы не утверждены.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 3 октября 2017 г., административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МП "Жилищник" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы РСТ Республики Бурятия и прокуратурой Республики Бурятия представлены возражения.
В судебное заседание представители МП "Жилищник", прокуратуры Республики Бурятия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Как следует из материалов дела МП "Жилищник" оказывает коммунальные услуги, в том числе по теплоснабжению в городе Северобайкальске Республики Бурятия, является ресурсоснабжающей организацией для потребителей города и владеет объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности МО "город Северобайкальск", которые переданы ему на праве хозяйственного ведения по дополнительным соглашениям от 1 апреля и 1 июня 2016 г. к договору N 22 от 1 августа 2014 г., заключенному с Комитетом по управлению городским хозяйством администрации МО "город Северобайскальск", а также на основании распоряжения Главы администрации МО "город Северобайкальск" от 23 мая 2016 г. N 288.
Приказами РСТ Республики Бурятия от 9 августа 2016 г. N 2/32 и 2/33 установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей МП "Жилищник", действующие со дня официального опубликования приказов и до 31 декабря 2019 г. включительно.
По представлению прокуратуры Республики Бурятия об устранении нарушений законодательства о ценообразовании в сфере теплоснабжения органом регулирования принято решение от 14 апреля 2017 г. N 2/16 о признании утратившими силу ранее изданных приказов об установлении долгосрочных тарифов для потребителей МП "Жилищник".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "принято решение" имеется в виду "принят приказ"
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что при установлении тарифов РСТ Республики Бурятия осуществило тарифное регулирование в отношении субъекта, который не владеет муниципальным имуществом на праве аренды либо концессионном соглашении, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключало возможность тарифного регулирования.
Частями 1 и 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 5 названной нормы концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, если такие действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" действие положений статей 28.1, 28.3 и 28.4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции данного Федерального закона) распространяется на отношения, связанные с заключением договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу данного Федерального закона.
Таким образом, закрепление объектов коммунальной инфраструктуры за государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления возможно до заключения договоров аренды имущества, или концессионного соглашения на период устранения угрозы безопасности теплоснабжения, нарушения обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения при реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Поскольку на момент принятия оспариваемого нормативного акта договор аренды имущества или концессионное соглашение не заключены, то продолжает действовать договор от 01 августа 2014 г. N 22 о передаче Комитетом по управлению городским хозяйством Администрации МО "город Северобайкальск" на праве хозяйственного ведения МП "Жилищник" объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности МО "город Северобайкальск".
Учитывая изложенное, основания для признания недействующими приказов N 2/32 и 2/33 с последующими изменениями, в связи с принятием их без учета статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, у органа регулирования отсутствовали.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 3 октября 2017 г. отменить.
Административное исковое заявление муниципального предприятия "Жилищник" удовлетворить.
Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 14 апреля 2017 г. N 2/16 "О признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия" признать не действующим с даты вступления в законную силу настоящего определения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2018 г. N 73-АПГ17-8
Текст определения официально опубликован не был