Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 21-КГ17-24
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2018 г. гражданское дело по иску Цагоева Георгия Константиновича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным и об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности поставить на учёт, признании незаконными действий
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Эндреевой Людмилы Магазалиевны на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 января 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности Эндреевой Л.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Цагоев Георгий Константинович 31 октября 2016 г. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике) и с учётом уточнённых исковых требований просил признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) от 19 января 2016 г. в части отказа в постановке на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата), обязать ФСИН России поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из пяти человек с даты подачи рапорта - 30 апреля 2014 г., а также признать незаконными действия подкомиссии УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам (далее - подкомиссия УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике) в связи с ненадлежащим исполнением своих функций.
В обоснование заявленных требований Цагоев Г.К. указал, что он является сотрудником уголовно-исполнительной системы, занимает должность старшего оперативного дежурного отдела специального назначения УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, его выслуга в календарном исчислении составляет более 13 лет.
30 апреля 2014 г. Цагоев Г.К. обратился в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике с рапортом о принятии его с членами семьи - супругой Ашиновой В.В., и детьми: сыном Цагоевым Т.Г., ... года рождения, дочерью Цагоевой Н.Г., ... года рождения, дочерью Цагоевой С.Г., ... года рождения, - на учёт для получения единовременной социальной выплаты. К рапорту были приложены необходимые документы.
По результатам рассмотрения его рапорта подкомиссией УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике было принято решение, оформленное протоколом от 23 мая 2014 г. N 10, о направлении представленных Цагоевым Г.К. документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с составом семьи из пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 19 января 2016 г. (выписка из протокола N 2) Цагоеву Г.К. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 г. N 369 (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
По мнению Цагоева Г.К., указанное решение комиссии ФСИН России является незаконным и подлежит отмене, так как им в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике были представлены все документы, необходимые для принятия решения по его рапорту.
Представитель ответчиков в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 января 2017 г. исковые требования Цагоева Г.К. удовлетворены частично. Суд обязал ФСИН России поставить Цагоева Г.К. с составом семьи из пяти человек (Цагоев Г.К., его супруга Ашинова В.В., дети Цагоев Т.Г., Цагоева Н.Г., Цагоева С.Г.) на учёт для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи рапорта - 30 апреля 2014 г. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности Эндреевой Л.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 января 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике 1 ноября 2017 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 16 января 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Цагоев Г.К., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, представил письменные возражения на кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Цагоева Г.К.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё истца Цагоева Г.К., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Цагоев Г.К. с 3 декабря 2001 г. проходит службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, с 1 декабря 2008 г. - в должности старшего оперативного дежурного отдела специального назначения УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, имеет специальное звание майора внутренней службы, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 13 лет.
Цагоев Г.К. с 23 апреля 1999 г. состоит в браке с Ашиновой В.В., они имеют сына Цагоева Т. года рождения, и дочерей - Цагоеву Н., года рождения, и Цагоеву С., года рождения.
Цагоев Г.К. с 21 августа 1988 г. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 90,6 кв. м, расположенном по адресу: г. ... , собственником которого является отец истца - Цагоев К.Х.
Супруга истца - Ашинова В.В. с 23 мая 2008 г. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении общей площадью 58,8 кв. м, расположенном по адресу: ... Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Ашиновой В.В. В этом же жилом помещении зарегистрированы по месту жительства дети истца: Цагоев Т.; - с 10 августа 2013 г., Ц. и Ц. - с 24 апреля 2014 г. Цагоев Г.К. был зарегистрирован в указанной квартире по месту пребывания на срок с 25 марта 2014 г. по 25 марта 2015 г.
30 апреля 2014 г. Цагоев Г.К. обратился в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике с рапортом на имя директора ФСИН России о принятии его с членами семьи в составе пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты с приложением соответствующих документов.
Подкомиссией УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике представленные Цагоевым Г.К. документы направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке Цагоева Г.К. с составом семьи из пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты (выписка из протокола заседания подкомиссии УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике от 23 мая 2014 г. N 10).
Решением комиссии ФСИН России от 19 января 2016 г., оформленным выпиской из протокола N 2, Цагоеву Г.К. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно сведений о месте регистрации сына Цагоева Г.К. - Цагоева Т.Г. до 2013 года, а также его дочерей - Цагоевой С.Г. и Цагоевой Н.Г. до 2014 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Цагоева Г.К. в части возложения на ФСИН России обязанности поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из пяти человек с даты подачи рапорта (с 30 апреля 2014 г.), суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 г. N 369, исходил из того, что решение комиссии ФСИН России об отказе Цагоеву Г.К. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты является необоснованным и не соответствующим положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения.
Принимая во внимание, что Цагоев Г.К. с членами своей семьи (женой и тремя детьми) проживает в принадлежащей его супруге квартире, в которой на одного члена семьи приходится менее 15 кв. м общей площади жилого помещения, а также полагая, что отсутствие сведений о регистрации детей Цагоева Г.К. по месту жительства до 2013 и 2014 года не может являться препятствием для реализации права истца на получение единовременной социальной выплаты с учётом совместно проживающих с ним членов семьи, так как в силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей признается место жительства их родителей, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у Цагоева Г.К. права на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им 30 апреля 2014 г. рапорта с приложением документов в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального закона.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлёкшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлёкшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
По смыслу приведённой нормы, перечень намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции от 6 марта 2015 г., действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России от 19 января 2016 г. рапорта Цагоева Г.К. о принятии его с членами семьи в составе пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 данных правил предусмотрено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учётом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учёту подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведённых нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учёт.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом первой инстанции приведённые нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям не применены.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Цагоева К.Г. на учёт для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объёме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о регистрации по месту жительства сына Цагоева Г.К. - Цагоева Т.Г. (до 2013 года), а также его дочерей - Цагоевой С.Г. и Цагоевой Н.Г. (до 2014 года).
Делая вывод о том, что такой отказ не соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции не учёл, что наличие условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Между тем несоблюдение Цагоевым Г.К. установленных названными правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредоставление им сведений о регистрации членов семьи (несовершеннолетних детей) за последние пять лет до подачи рапорта, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Цагоева Г.К. оснований, предусмотренных статьёй 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Нельзя признать правильным и вывод суда первой инстанции со ссылкой на пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что отсутствие документов со сведениями о регистрации несовершеннолетних детей Цагоева Г.К. по месту жительства или месту пребывания до 2013, 2014 годов не препятствует реализации права истца на получение единовременной социальной выплаты. Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется понятие "место жительства несовершеннолетних граждан или граждан, находящихся под опекой" - это место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Однако при решении вопроса о постановке Цагоева Г.К. с членами его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетних детей Цагоева Г.К. в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представление Цагоевым Г.К. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) за последние 5 лет до подачи заявления.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций о несоответствии решения комиссии ФСИН России об отказе Цагоеву Г.К. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения, неправомерны.
Судом первой инстанции также были допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
В нарушение приведённых процессуальных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" вывод суда первой инстанции о том, что имеются основания для возложения на ФСИН России обязанности поставить Цагоева Г.К. на учёт для получения единовременной социальной выплаты, сделан в отсутствие необходимых доказательств.
Так, в материалах дела находится копия выписки из домовой книги по адресу: ... , представленная Цагоевым Г.К. в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике с рапортом о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, из которой следует, что сын истца Цагоев Т., года рождения, зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении с 10 августа 2013 г., а его дочери Цагоева Н. года рождения, и Цагоева С., ... года рождения, - с 24 апреля 2014 г. (л.д. 111). Сведения же о регистрации по месту жительства детей Цагоева Г.К. до 2013 года и 2014 года, то есть за последние 5 лет до подачи им рапорта о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, как предусмотрено пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в материалах дела отсутствуют.
В силу приведённого выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Поскольку Цагоевым Г.К., претендующим на получение спорной выплаты, в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с мест жительства членов его семьи (несовершеннолетних детей) в определённые периоды за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда первой инстанции о необоснованности решения комиссии ФСИН России об отказе Цагоеву Г.К. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты и о наличии у Цагоева Г.К. права быть принятым на такой учёт с даты подачи им соответствующего рапорта (с 30 апреля 2014 г.) являются неправомерными.
Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права не были устранены и судом апелляционной инстанции.
Исходя из изложенного решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 января 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2017 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и требованиями процессуального закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 января 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2017 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 21-КГ17-24
Текст определения официально опубликован не был