Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 18-КГ17-231
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.
судей Жубрина М.А., Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2018 г. гражданское дело по иску Стукалова Леонида Валентиновича к администрации муниципального образования Северский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконными отказов, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и в сводный список участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования Северский район по доверенности Жидкова А.В. на решение Северского районного суда Краснодарского края от 29 августа 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 ноября 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Стукалов Л.В. 7 июня 2016 г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Северский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Северский район от 11 марта 2016 г., обязании администрации муниципального образования Северский район включить Стукалова Л.В. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа Министерства труда и социального развития Краснодарского края в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём участника Великой Отечественной войны, обязании Министерства труда и социального развития Краснодарского края включить Стукалова Л.В. в сводный список участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, обязании предоставить как участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов социальную выплату на приобретение жилого помещения в собственность.
В обоснование исковых требований Стукалов Л.В. указал, что является участником боевых действий в Венгрии 1956 года.
16 февраля 2016 г. Стукалов Л.В. обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением по вопросу улучшения жилищных условий.
11 марта 2016 г. обращение Стукалова Л.В. было рассмотрено и ему направлен ответ, в котором указано, что обеспечению жильём в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714) он не подлежит, поскольку военную службу в период Великой Отечественной войны не проходил.
Письмом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 апреля 2016 г. Стукалову Л.В. сообщено, что лица, принимавшие участие в боевых действиях в 1956 г. на территории Венгрии, обеспечению жильём в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 не подлежат.
Стукалов Л.В. с данными ответами не согласился, указал, что являлся военнослужащим, проходившим военную службу в составе действующей армии в период боевых операций по защите Отечества, в связи с чем в силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" относится к категории ветеранов Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714.
Представители Стукалова Л.В. - Горовая Т.Б. и Левченко Л.П. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали.
Представитель администрации муниципального образования Северский район в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования Стукалова Л.В. не признал.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил в адрес суда письменные возражения на иск.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 29 августа 2016 г. (с учётом определения Северского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2017 г. об исправлении описки) исковые требования Стукалова Л.В. удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации муниципального образования Северский район от 11 марта 2016 г. N 01-21/389. На администрацию муниципального образования Северский район возложена обязанность включить Стукалова Л.В., ... года рождения, уроженца г. Темрюк Краснодарского края, в список граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Признан незаконным отказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем участника Великой Отечественной войны Стукалова Л.В. На Министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность включить Стукалова Л.В., ... года рождения, в сводный список участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 ноября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования Северский район по доверенности Жидкова А.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 15 сентября 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 11 января 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причине неявки не сообщили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё представителя Стукалова Л.В. по доверенности Горовой Т.Б., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Стукалов Л.В., ... года рождения, проходил военную службу в войсковой части 07022 с октября 1954 г. по август 1957 г. и в соответствии с подпунктом "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" относится к категории участник Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой отдела по Северскому району военного комиссариата Краснодарского края от 3 июня 2016 г. N ю/273.
Согласно записям в военном билете _ N _ Стукалов Л.В. участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии в период со 2 ноября 1956 г. по 9 ноября 1956 г. и был награждён медалью Жукова.
Из копии удостоверения Стукалова Л.В. серия N 18644, выданного военным комиссариатом Северского района 29 апреля 1996 г., следует, что Стукалов Л.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников Великой Отечественной войны.
16 февраля 2016 г. Стукалов Л.В. обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о выделении ему жилого помещения или выплате денежных средств для приобретения жилья как участнику боевых действий в Венгрии.
11 марта 2016 г. обращение Стукалова Л.В. было рассмотрено и ему направлен ответ N 01-21/389, в котором указано, что обеспечению жильём в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" он не подлежит, поскольку военную службу в период Великой Отечественной войны не проходил.
По вопросу обращения Стукалова Л.В. в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём письмом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 апреля 2016 г. N 09.2-С-4074 Стукалову Л.В. сообщено, что лица, принимавшие участие в боевых действиях в 1956 г. на территории Венгрии, имеющие статус участников Великой Отечественной войны, обеспечению жильём в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 не подлежат.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Северский район от 11 марта 2016 г., обязании администрации муниципального образования Северский район включить Стукалова Л.В. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа Министерства труда и социального развития Краснодарского края в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём участника Великой Отечественной войны, обязании Министерства труда и социального развития Краснодарского края включить Стукалова Л.В. в сводный список участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, обязании предоставить как участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов социальную выплату на приобретение жилого помещения в собственность, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильём граждан отдельных категорий".
Суд первой инстанции исходил из того, что законодатель приравнял к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащегося в приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объём мер социальной поддержки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
При этом согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 "О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предписано руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьёй 15 Федерального закона "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильём осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьёй 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определён порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного федерального закона Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объём субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильём инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г., а также вставших на учёт ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Абзацем первым пункта 3 названных правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614 предоставление субвенций на обеспечение жильём вставших на учёт ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильём устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учёт ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнён порядок обеспечения жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, не включены.
Поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" не поименованы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Право лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета реализуется в порядке очерёдности путём их принятия на соответствующий учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильём, источник и объёмы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильём названной категории граждан закреплён в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. N 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименованы лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований Стукалова Л.В., ссылающегося в их обоснование на нормы данного Указа, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Также Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Разрешая спор и признавая за Стукаловым Л.В. право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета, суд в нарушение части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принял во внимание то обстоятельство, что истец при обращении в суд с названными требованиями в обоснование своего иска ссылался на положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела. В решении суда приведены положения названного нормативно-правового акта, вместе с тем, правовая оценка ему судом не дана применительно к заявленным исковым требованиям Стукалова Л.В.
Также в силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Удовлетворяя требования Стукалова Л.В. о возложении на администрацию муниципального образования Северский район обязанности включить его в список граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, не учёл, что доказательства, подтверждающие нуждаемость Стукалова Л.В. в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, толкование которых даётся в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Северского районного суда Краснодарского края от 29 августа 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 ноября 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Северский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 18-КГ17-231
Текст определения официально опубликован не был