Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки С.А. Тыкалюк к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка С.А. Тыкалюк оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя":
статьи 3, согласно которой при перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается (часть 2); перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (часть 3); если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4);
части 1 статьи 5, согласно которой гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000-2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела;
статьи 5.1, устанавливающей особенности подтверждения и установления на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, а также размера заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года, при отсутствии возможности их подтверждения документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Как следует из представленных материалов, в 2008 году заявительнице была установлена пенсия по возрасту в соответствии с законодательством Украины. В 2015 году был произведен перерасчет данной пенсии на основании Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в беззаявительном порядке. Поскольку исчисленный в результате перерасчета размер пенсии оказался ниже по сравнению с определенным по состоянию на 31 декабря 2014 года, пенсия С.А. Тыкалюк выплачивалась в сохраненном размере. Полагая его заниженным, она обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода ее обучения на курсах по подготовке кадров в Крымском областном доме народного творчества в 1970-1971 годах, а также ее заработка за 1995-1999 годы, подтвержденного справками крестьянского (фермерского) хозяйства, председателем которого она являлась в указанный период.
Правильность отказа в таком перерасчете была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылками в том числе на положения частей 2-4 статьи 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
По мнению заявительницы, оспариваемые положения не соответствуют статьям 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, препятствуют удовлетворению заявлений граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, о перерасчете пенсии в сторону увеличения, чем ухудшают их материальное положение и умаляют конституционные права.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
Между тем представленные заявительницей копии судебных постановлений не подтверждают применение в ее деле статьи 5.1 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в силу чего данная жалоба в соответствующей части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
2.2. Оспариваемые заявительницей положения частей 2-4 статьи 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определяют общие правила перерасчета с 1 января 2015 года пенсий, назначенных до 31 декабря 2014 года гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе предусматривают порядок учета среднемесячного заработка для исчисления размера страховой пенсии, а также устанавливают гарантии осуществления приобретенных по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсионных прав путем запрета пересмотра права на пенсию и сохранения более высокого ее размера в случае, если при перерасчете он окажется ниже (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2017 года N 33-П).
Следовательно, данные нормы направлены на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, имеют целью сохранение уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тыкалюк Светланы Афанасьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. N 375-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тыкалюк Светланы Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 3, 5 и 5.1 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)