18 марта 2018 года в Российской Федерации проходило голосование на выборах Президента Российской Федерации.
Одним из главных приоритетов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в процессе подготовки и проведения указанных выборов стало обеспечение гласности и транспарентности выборов. Об этом свидетельствуют масштабное участие граждан и представителей институтов гражданского общества в наблюдении за выборами, осуществляемом как непосредственно в помещениях для голосования, так и посредством видеонаблюдения за ходом голосования в сети Интернет, и деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с момента назначения выборов Президента Российской Федерации, направленная на построение эффективного и открытого диалога с представителями экспертного сообщества.
Широкомасштабное информирование избирателей о выборах Президента Российской Федерации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и иными избирательными комиссиями способствовало активному участию граждан Российской Федерации в прошедших выборах.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", на протяжении всей избирательной кампании осуществляет своевременное, полное и всестороннее рассмотрение обращений участников избирательного процесса, содержащих информацию о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации о выборах, а также изучение аналогичной информации, размещенной в сети Интернет.
После дня голосования основными задачами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и нижестоящих избирательных комиссий являются установление итогов голосования, определение результатов выборов Президента Российской Федерации, а также рассмотрение информации о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации о выборах и принятие необходимых мер к их устранению в соответствии с требованиями закона.
Анализ полученных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации со дня голосования на выборах Президента Российской Федерации обращений и иных сведений о нарушениях, допущенных при голосовании и подсчете голосов избирателей, показал, что нарушений, которые могли бы поставить под сомнение результаты волеизъявления граждан Российской Федерации на указанных выборах, допущено не было.
При этом нельзя не отметить, что поступившая и подтвердившаяся информация из отдельных субъектов Российской Федерации, касающаяся нарушений избирательного законодательства на ряде избирательных участков, явилась основанием для принятия решений о признании вышестоящими избирательными комиссиями итогов голосования на таких избирательных участках недействительными.
Так, по имеющейся в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации информации, в связи с допущенными нарушениями, не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, были признаны недействительными итоги голосования на 14 избирательных участках в 9 субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан, Краснодарский край, Волгоградская, Кемеровская, Московская, Нижегородская и Тюменская области, город Москва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), а также на одном зарубежном участке, расположенном в Австралии. Причиной признания итогов голосования недействительными в большинстве из указанных случаев стали ситуации, очевидно свидетельствующие о невозможности установить результаты волеизъявления граждан в связи с обнаружением избирательных бюллетеней, использованных с нарушением закона.
Имеется информация о том, что в рамках реагирования на поступающую информацию о грубых нарушениях закона, которые были допущены на отдельных избирательных участках в Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике и Калининградской области, избирательные комиссии соответствующих субъектов Российской Федерации обратились в суд с административными исковыми заявлениями об отмене решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования.
Вызывает озабоченность факт поступления большого количества обращений, связанных с голосованием и подведением его итогов на территории Санкт-Петербурга. Изложенные в обращениях сведения не влияют на достоверность результатов волеизъявления граждан на выборах Президента Российской Федерации, однако требуют дополнительного анализа со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
При этом, несмотря на имеющиеся недостатки в работе отдельных участковых избирательных комиссий, следует признать, что избирательные комиссии всех уровней в полной мере обеспечили проведение выборов Президента Российской Федерации в соответствии с принципами проведения свободных демократических выборов.
Следует отметить высокий уровень работы избирательных комиссий с поступающими жалобами. В первую очередь это относится к избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, которые обеспечили всестороннее, полное и оперативное рассмотрение всей поступающей информации о возможных нарушениях законодательства. В необходимых случаях избирательные комиссии в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" обращались в правоохранительные органы с представлениями о проведении проверок поступившей информации.
Среди обращений избирателей и иных участников избирательного процесса, касающихся выборов Президента Российской Федерации, поступающих в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, присутствуют и жалобы на действия участковых и территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц.
В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 25 статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы только на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, и принимает по таким жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Таким образом, решения, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии следует обжаловать в соответствующую территориальную избирательную комиссию, а решения территориальной избирательной комиссии - в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Жалоб на решения, действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с законодательством о выборах требовали бы обязательного рассмотрения на заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и принятия по его результатам мотивированного решения, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не поступало.
Отсутствие таких жалоб обусловлено, в том числе, и активным взаимодействием представителей кандидатов на должность Президента Российской Федерации и политических партий, выдвинувших таких кандидатов, с избирательными комиссиями.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что со дня голосования на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не поступало обращений, требующих обязательного рассмотрения до определения результатов выборов Президента Российской Федерации.
2. Обратить внимание нижестоящих избирательных комиссий на необходимость оперативного реагирования на все случаи получения информации о возможных нарушениях законодательства на выборах Президента Российской Федерации.
3. В срок до 28 марта 2018 года направить в Санкт-Петербург рабочую группу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для проведения комплексной проверки деятельности избирательных комиссий, связанной с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, с привлечением правоохранительных органов.
4. Контроль за исполнением пункта 3 настоящего постановления возложить на Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э.А. Памфилову.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
18 марта 2018 г. в России проходило голосование на выборах Президента РФ. Нарушений, которые могли бы поставить под сомнение результаты волеизъявления граждан, допущено не было. При этом в ряде регионов выявлено частичное несоблюдение установленных правил.
Отмечен высокий уровень работы избирательных комиссий с поступающими жалобами.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 22 марта 2018 г. N 151/1254-7 "О результатах анализа обращений и иной информации, поступившей в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации со дня голосования на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2018 г., N 8