Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Технологии Н" (далее - Заявитель) на действия Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию и обеспечению эксплуатации блока информационных систем обеспечения исполнения функций Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в части демографической политики и социальной защиты населения (номер извещения - 0195100000318000035) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание системы "Edoc", используемой при выполнении работ по контракту, а именно в части сертификации и наличия прав на модификацию вышеуказанной системы.
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования в отношении срока предоставления прав Заказчику на использование системы, разрабатываемой исполнителем по контракту.
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем работ, выполняемых по контракту, в части внесения изменений систему, а также в части отсутствия регламента выполнения работ по обеспечению эксплуатации системы на тестовом сервере Заказчика.
4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензий ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.
5. Перечень нормативно-правовых актов и стандартов, которым должны соответствовать исполняемые по контракту работы и их результаты, установленный в документации об Аукционе не позволяет участникам закупки определить объем работ, подлежащих исполнению по контракту.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 20.02.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 200 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.03.2018;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) до участию в Аукционе допущено 7 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 19.03.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание системы "Edoc", используемой при выполнении работ по контракту, а именно в части сертификации и наличия прав на модификацию вышеуказанной системы.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено, что в процессе исполнения контракта не допускается применение программных или программно-аппаратных средств в составе среды функционирования компонентов системы, подлежащих сертификации в системах сертификации ФСТЭК России, ФСБ России в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, для которых отсутствует действующий сертификат соответствия, а также, что проведение работ по разработке или модификации компонентов системы должно осуществляться работниками организации, привлеченной для выполнения данных работ, прошедшими обучение технике разработки безопасного программного обеспечения и применяющими их на практике.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в настоящее время для информационно-аналитической системы "Edoc" отсутствует действующий сертификат соответствия в системе сертификации ФСТЭК России, при этом работы по сертификации прикладного программного обеспечения не входят в объем работ, предусмотренных документацией об Аукционе и проектом контракта, а также что вышеуказанное требование документации об Аукционе относится к среде функционирования компонентов Системы, а не к прикладному программному обеспечению.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что требования к наличию действующего сертификата соответствия ФСТЭК России для средств защиты информации, применяющихся в процессе обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе установлены в соответствии с нормативно-правовыми актами и стандартами, действующими на территории Российской Федерации, в том числе, пунктом 11 приказа ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года N 17 "Об утверждении требований по защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
В отношении предоставления исполнителю прав на модификацию системы "Edoc" представители Заказчика пояснили, что Заказчику принадлежит неисключительная лицензия на вышеуказанную систему, при этом для осуществления доработок и модификации системы "Edoc" доступ к исходному программному коду исполнителю по контракту не требуется.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что по вышеуказанным положениям документации об Аукционе Заказчиком даны соответствующие разъяснения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования в отношении срока предоставления прав Заказчику на использование системы, разрабатываемой исполнителем по контракту.
Документацией об Аукционе установлено, что после согласования с Заказчиком подрядчик приобретает соответствующие лицензии и сертификаты охраняемых объектов интеллектуальной деятельности или авторского права третьих лиц и передает их Заказчику на неограниченное время на неограниченное число пользователей, в том числе эксплуатационно-техническую документацию, с учетом требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе, лицензии и сертификаты охраняемых объектов интеллектуальной деятельности или авторского права третьих лиц передаются исполнителем по контракту Заказчику на срок действия системы, при этом после вывода системы из эксплуатации срок действия вышеуказанных прав прекращается.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что по вышеуказанному требованию документации об Аукционе, Заказчиком даны соответствующие разъяснения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем работ, выполняемых по контракту, в части внесения изменений систему, а также в части отсутствия регламента выполнения работ по обеспечению эксплуатации системы на тестовом сервере Заказчика.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что потребность Заказчика по внесению изменений в системы обусловлена возможностью внесения изменений в нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, которые регламентируют деятельность системы и перечень которых установлен в техническом задании документации об Аукционе, при этом порядок внесения соответствующих изменений в систему осуществляется исполнителем по контракту в соответствии с планом-заданием, размещенном в форме N 6 технического задания документации об Аукционе.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что регламент выполнения работ по обеспечению эксплуатации системы на тестовом сервере Заказчика представлен в таблице N 4 технического задания документации об Аукционе, а также Заказчиком определен порядок, сроки и содержание соответствующих работ.
На основании изложенного и учитывая, что представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензий ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.
Пунктом 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, при этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено недопустимость установления требований к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.4 технического задания документации об Аукционе установлено, что выполнение работ, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должно осуществляться организацией, привлеченной для выполнения данных работ, обладающей действующими лицензиями ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, требование о наличии вышеуказанных лицензий установлено к исполнителю по контракту, при этом участнику закупки не требуется предоставлять соответствующие лицензии в составе заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного и учитывая, что представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, перечень нормативно-правовых актов и стандартов, которым должны соответствовать исполняемые по контракту работы и их результаты, установленный в документации об Аукционе не позволяет участникам закупки определить объем работ, подлежащих исполнению по контракту.
Пунктом 2.4 технического задания документации об Аукционе установлен перечень нормативно-правовых актов, которые, как пояснили представители Заказчика, подлежат применению исполнителем в случае возникновения соответствующей необходимости в рамках выполнения работ по контракту, так, например, для соответствия содержания компонентов системы в части демографической политики и социальной защиты изменениям, вносимым в законодательство Российской Федерации.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Технологии Н" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.