Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия СПбГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу города Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией СПбГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение работ по ремонту дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга в рамках реализации адресной программы ремонта дорог на 2018 год по целевой статье "Расходы на ремонт автомобильных дорог" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на 2018 - 2020 годы. Лот: Северо-Восточные административные районы Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения - 0172200002518000025) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими неправомерными действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлено требование о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, в том числе, требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ в рамках исполнения контракта на объектах улично-дорожной сети, расположенных в разных районах города Санкт-Петербурга и территориально не связанных между собой.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 999 022 879,97 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.03.2018;
5) дата проведения Аукциона - 30.03.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса N 402) Утвержден перечень работ, осуществляемых соответственно при выполнении работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что документацией об Аукционе предусмотрены работы, в том числе работы по фрезерованию асфальтобетонного покрытия, подгрунтовке битумной эмульсией, устройству выравнивающего слоя покрытия в проезжей части, которые по своему содержанию относятся к работам по ремонту автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса N 402, при этом работы, относящиеся по своему содержанию к работам в рамках капитального ремонта, в ходе исполнения контракта не осуществляются и не предусмотрены ведомостями объемов работ документации об Аукционе.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что, учитывая, что положения ГрК РФ обязывают устанавливать требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации при осуществлении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, при этом в рамках исполнения контракта вышеуказанные работы не осуществляются, требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в документации об Аукционе не установлено.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены ненадлежащие требования к товарам, в том числе, требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии выявлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены в том числе, следующие требования к товарам, так, например: по позиции N 1 "Песок карьерный" - "Содержание глины в комках не более 0,5%", "Удельная эффективность активности естественных радионуклидов до 740 бк/кг"; по позиции N 4 "Асфальтобетонная смесь песчаная плотная тип Г" - "Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения не более 0,8", "Водостойкость при длительном насыщении не более 0,75"; по позиции N 5 "Термопластик для разметки дорог" - "Коэффициент яркости не менее 70", "Координаты цветности высушенной пленки отвердевшего термопластика (цвет белый); по позиции N 7 "Смесь готовая щебеночно-песчаная С4" - "Полный остаток на сите с размером отверстий 80 мм - не более 10% по массе"; "Содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц - не более 20% по массе".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ в рамках исполнения контракта на объектах улично-дорожной сети, расположенных в разных районах города Санкт-Петербурга и территориально не связанных между собой.
Согласно положениям документации об Аукционе, в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга в рамках реализации адресной программы ремонта дорог на 2018 - 2020 годы по целевой статье "Расходы на ремонт автомобильных дорог", по лоту Северо-Восточные административные районы Санкт-Петербурга, в следующих районах Санкт-Петербурга: Выборгский, Калининский, Красногвардейский.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа дополнительно пояснили, что в объект закупки включены работы по содержанию функционально и технологически связанных между собой автомобильных дорог общего пользования регионального значения в
Северо-Восточных административных районах Санкт-Петербурга в рамках реализации адресной программы ремонта дорог на 2018 год, при этом при формировании объекта закупки Заказчик, Уполномоченный орган руководствовались территориальным расположением дорог, безопасностью и бесперебойностью движения на автомобильных дорогах, технологическим процессом и спецификой выполнения данного вида работ, экономической целесообразностью.
На основании изложенного и учитывая, что представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащих требований к товарам, в том числе, требований к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.03.2018 N 18/44/105/167 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2018 г. N 18/44/105/167 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был