Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "АРТ-Медиа" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению конгрессно-выставочных, демонстрационных и обучающих мероприятий с привлечением зарубежных отраслевых экспертов в целях создания площадок для эффективного отраслевого и межотраслевого взаимодействия производителей и потребителей продукции лёгкой промышленности российского производства", шифр "Мероприятия ЛП-2018" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100009518000018) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в установлении в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по показателю "Деловая репутация участника закупки" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2).
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 12.03.2018 на 13.03.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 14.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 91 951 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.03.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 12.03.2018.
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 2 заявки от участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "СПН КОММС" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 77 687 240 рублей.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в установлении в Конкурсной документации ненадлежащего Порядок оценки по Показатель N 1 Критерия N 2.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия 60 %;
2) Критерий N 2 - значимость 40 %.
В Конкурсной документации установлен, в том числе Критерий N 2 содержащий следующие показатели:
1. "Деловая репутация участника закупки" (далее - Показатель N 1);
2. "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2).
В рамках Показателя N 1 установлен следующий порядок оценки:
"Деловая репутация участника закупки подтверждается сведениями о том, что участник закупки состоит в период проведения открытого конкурса в профессиональных ассоциациях коммуникационных агентств:
АКАР - Ассоциация коммуникационных агентств России;
РАМУ - Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг;
РАСО - Российская ассоциация по связям с общественностью;
АКОС - Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью.
В качестве подтверждения наличия членства участника закупки в указанных ассоциациях должны быть представлены копии документов, подтверждающие наличие участника закупки в составе ассоциации: копия свидетельства о членстве в указанных профессиональных ассоциациях или копия выписки из протокола заседания указанных профессиональных ассоциаций о включении в состав ассоциации.
Копии документов, выданных на иностранном языке должны сопровождаться переводом на русский язык.
Оценка заявок на участие в конкурсе по показателю "Деловая репутация участника закупки" будет осуществляться согласно следующей шкале зависимости распределения баллов от членства в профессиональных ассоциация:
Ассоциация Q
За членство во всех указанные ассоциациях
АКАР, РАМУ, РАСО, АКОС 100 баллов
За членство в одной или нескольких из указанных ассоциаций - Q=Q1+Q2+Q3+Q4 Qi
|
При наличии |
При отсутствии |
АКАР - Q1 |
25 баллов |
0 баллов |
РАМУ - Q2 |
25 баллов |
0 баллов |
РАСО - Q3 |
25 баллов |
0 баллов |
АКОС - Q4 |
25 баллов |
0 баллов |
нет членства в ассоциации |
0 баллов |
0 баллов |
При отсутствии копии документов, подтверждающих о наличие членства участника закупки в профессиональных ассоциациях, при оценке заявок на участие в закупке по показателю "Деловая репутация участника закупки" будет присвоено 0 баллов".
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по реализации конгрессно-выставочных, демонстрационных и обучающих мероприятий с привлечением зарубежных отраслевых экспертов, направленных на продвижение продукции легкой промышленности на внутреннем и внешнем рынке, мероприятий по формированию и развитию отраслевого и межотраслевого взаимодействия производителей и потребителей продукции лёгкой промышленности российского производства.
Вместе с тем, в соответствии с конкурсной документацией по Показателю N 1 учитывается наличие членства участника закупки в профессиональных ассоциациях коммуникационных агентств, при этом, к примеру, согласно пункту 1 раздела IV устава Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), членами ассоциации могут быть только коммерческие организации (юридические лица), занимающиеся деятельностью в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций, что не соответствует объекту закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации ненадлежащим образом, в частности данный показатель не свидетельствует о лучших условиях исполнения контракта, ограничивает участников закупки не имеющих членства в указанных ассоциациях и не позволяет однозначно выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок по Показателю N 1, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку оценка заявок на участие в Конкурсе по данному показателю не повлияла на итоговый рейтинг и распределение баллов.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Подпунктом 9 пункта 17 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "участник закупки не является офшорной компанией".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 28 Информационной карты Конкурсной документации "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" заявка на участие в конкурсе подготавливается по формам, представленным в Разделе IV Примерная форма заявки на участие в конкурсе и образцы форм, входящие в состав заявки на участие в конкурсе, предлагаемые для заполнения участниками закупки, настоящей конкурсной документации (далее - Раздел IV), и должна содержать, в том числе документы, указанные в пункте 20 Информационной карты конкурса, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным Заказчиком в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным в подпунктах 2-9 пункта 17 Информационной карты конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении декларации участником Конкурса о том, что такой участник не является офшорной компанией, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено декларирование соответствия участника закупки пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников закупки по указанному основанию не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АРТ-Медиа" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 13.03.2018 N 18/44/105/182 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 марта 2018 г. N 18/44/105/182 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был